Родоначальником всей активно-эволюционной, космической мысли в России был «искатель истины» Николай Федорович Федоров (1829-1903) с его учением «общего дела»

Задача философии, с точки зрения космистов, связана с пониманием жизни, ее места и роли во Вселенной, которые могут быть соотнесены с современными научными выводами о живом веществе, об антропогенной геологической эре, о будущей роли человека.

Космисты сумели соединить заботу о Земле, биосфере, космосе, - с глубочайшими запросами высшей ценности – конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимают проблемы, связанные с преодолением «болезни и смерти и достижением бессмертия».

В России, ставшей родиной учения о переходе биосферы в ноосферу, начиная с середины 19 века создается «космическое» учение, широко развернувшееся в 20 веке. Основателями данного направления были Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.

Необходимо сразу же обозначить принципиально новое качество мироотношения данного течения. Это идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует разум.

Главные идеи космизма:

1) Тесная связь человека и космоса и их влияние друг на друга.

2) Постоянная восходящая эволюция, в которой человек не может расцениваться как вершина развития жизни и разума.

3) Космическая природа человека и наличие в нем скрытых беспредельных духовных сил.

4) Бессмертие духовной сущности человека.

5) Выход человека в космос и его разумное преображение.

Основная идея философии Н.Ф.Федорова. Открывая русскую мысль XIX в. Н.Ф.Фёдоров в своей философии сосредотачивает основной лейтмотив русского философствования – мотив любви, братства, добра и родственности. Он жил в то время, когда мир находился в тревожном ожидании наступления технократической цивилизации, с которой связывались апокалиптические настроения. Цивилизация губила человека, наука и её высокие технические достижения вырвались из-под контроля человеческого разума, и уже было видно, что она бумерангом обернётся против жизни – всего живого на Земле. В такое время Н.Ф.Фёдорову явилось откровение в его религиозном самочувствии – откровение, которое показало движение человеческого духа вперёд по пути Христову. Цивилизация несла смерть, Фёдоров же, напротив, заговорил о необходимости воскресения всех умерших, увидев в этом «общее дело» нынешних поколений, их долг по отношению к своим отцам. Откровение его заключалось в полной ясности явления человечеству Божьей воли: поскольку Бог создал человека по своему образу и подобию, то он и действует в мире именно через человека. А потому человеческое предназначение – узреть эту Божью волю, помогать Богу в её выполнении. Воля же Бога дана в откровении Евангелия, «Благой Вести» о Царствии Небесном – этом порядке бытия, где царствует любовь и жизнь, а не борьба, вытеснения и смерть. Бог создал жизнь, а не смерть, и он есть «Бог не мёртвых, а живых», он хочет спасти всех, потому что всех любит. С этой вестью он посылает к людям Христа. Человечество должно осознать, что через него и из любви к нему, Бог будет осуществлять прежде всего воскресение всех умерших когда-то, преображение их природы и введение их в бессмертное бытие. В сотрудничестве с ним люди станут спасителями самих себя и спасителями мира. В своём откровении Н.Ф.Фёдоров понял, что катастрофический конец мира (через борьбу, войны, космические стихии и т.п.) – это лишь пророчество, лишь угроза, но не роковой приговор.

Всеобщее воскресение после Христа, считает Н.Фёдоров – это наш долг. Философ даже ставит вопрос о том, почему же за воскресением Христа всё же не последовало всеобщего воскресения. Отвечая, он говорит как о причине, о том, что верующие во Христа понимают воскресение только как воскресение души, воскресение нефизическое (трансцендентное) с помощью Бога и без соучастия людей. Такое воскресение будет лишь для избранных, те же, кто в жизни вёл себя несоответствующим образом, воскресению не подвергнулся. В отличие от евангелиевого понимания, когда воскресение предполагается делом Божьим, Фёдоров говорит об «общем деле» (его основная работа так и называется – «Философия общего дела») воскресенияделе всех живущих на Земле людей. Фёдоровская идея не предполагает чисто христианского воскресения, которое, по писанию, произойдёт в день Страшного суда, чудесною волею Божьей. У Фёдорова воскрешение мыслится как реальное дело объединенного человечества. Христианство спасло мир не вполне, так как Христово воскресение есть тайна, а смерть осталась. Поэтому необходимо, считает Фёдоров, создать проект, научиться работать по реальному воскресению людей. Спасение достигается общим трудом, а не даром, Христос, воскреснув, призвал нас следовать ему до конца. Своим поступком он зовёт человечество к деятельному соучастию в борьбе со смертью.

В основе Фёдоровской идеи лежит дерзновеннейшая мечта о достижении человеком богоподобной власти в преображении мироздания. Н.Ф.Фёдоров считал, что человек призван к действию в мире: «Мир дан не на погляденье, не миросозерцание – цель человека. Человек всегда считал возможным изменить мир согласно своим желаниям».

Его мудрое (софийное) отношение к природе определилось уже тем, что способом его познания стала мечта – мечта о лучшем природоустройстве. Характер его философствования отвергал признанный тогда всесильный рационализм, и отвлечённое, абстрактное и отчуждённое от человека знание: «Философия, понимаемая лишь как мышление, есть произведение ещё младствующего человечества.… Но философия, понимаемая не как чистое только мышление, но как проект дела, есть уже переход к совершеннолетию». Пока не осуществится этот переход, пока в мире господствует смерть, до тех пор реальность будет зла, а слепые силы природы будут возобновлять смерть. Зло лежит в бессознательности природы.

Фёдоров предлагает «космический» взгляд на человека. Он видит, что человек как «землянин» еще далеко не совершенен, т.к. пока не может справиться со смертоносными силами природы. Поэтому своему «проекту» Н.Фёдоров помимо прямого физического и биологического значения, придаёт ещё и глубокий нравственный смысл: в трудовом соучастии, считает он, все люди соединяются и, воскрешая предков, преобразятся внутренне. Наступит всеобщее братство, а мерзости жизни отступят и станут невозможными.

Итак, все основные идеи философии Н.Фёдорова всегда сходятся в одной точке – грядущая регуляция природы. Он верил, что разум и сознание человека могут осуществлять эту задачу и тем самым решить дело спасения всего человечества. Спасение должно произойти через «общее дело» и любовь. Философия Н.Фёдорова пронизана светом христианского благовестия о воскресении – деле, которое начал Христос своим подвигом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: