Перевозочный процесс

Принятые сокращения

АРМ автоматизированное рабочее место
АСУ автоматизированная система управления
АСКОПВ автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов
АСУЖТ автоматизированная система управления железнодорожным транспортом
АФТО агентство фирменного транспортного обслуживания
ВЛ Вагонный лист
ГО Грузоотправитель
ГД грузовой двор
ГП Грузополучатель
ДВ Дорожная ведомость
ЖДПНОП Железнодорожные пути необщего пользования
ЗПУ Запорно-пломбировочное устройство
КВЗ Контейнеровоз
КДВ Корешок дорожной ведомости
КО Контейнерная отправка
КР Крытый вагон
КПГ Квитанция о приеме груза
КТК Крупнотоннажные контейнеры
МВН Минимальная весовая норма
МНОП Места необщего пользования
МО Мелкая отправка
МОП Места общего пользования
Н Накладная
ОАО «РЖД» Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
ОКПО Общероссийский классификатор предприятий и организаций
ПВ Полувагон
ПКО пункт коммерческого осмотра
ПЛ Платформа
ПО Повагонная отправка
ПРР Погрузочно-разгрузочные работы
ПТО Пункт технического осмотра
ПС Подвижной состав
РФ Российская Федерация
СТК Среднетоннажные контейнеры
TEU Twenty-Feet Equivalent Unit (двадцатифутовый эквивалент – ДФЭ)
ТНП Техническая норма погрузки
ТР Тарифное руководство
ФСТ Федеральная служба по тарифам РФ
ФТО Фирменное транспортное обслуживание
Ц Цистерны

Железнодорожный транспорт функционирует в условиях постоянной конкуренции с другими видами транспорта, что требует четкого и слаженного взаимодействия всех подразделений по вопросам организации перевозок грузов. Ключевым моментом в этом взаимодействии является организация перевозочного процесса, который максимально учитывает интересы всех сторон – перевозчиков и грузовладельцев.

Основные определения

Перевозочный процесс – это совокупность взаимосвязанных технологических операций, выполняемых с грузами, пассажирами, вагонами при подготовке, осуществлении и завершении перевозки.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом – многогранный процесс, в котором принимают участие различные подразделения: локомотивное, вагонное, путевое, грузовое хозяйства, хозяйство сигнализации и связи и т. д. Этими подразделениями выполняются следующие операции:

§ технические;

§ технологические;

§ грузовые и коммерческие.

Технические и технологические операции представляют следующие виды деятельности:

§ организацию вагонопотоков;

§ безопасность движения;

§ техническое нормирование;

§ графики движения поездов и взаимодействие различных подразделений.

Эта деятельность осуществляется без участия грузоотправителей (ГО) и грузополучателей (ГП).

Грузовые и коммерческие операции представляют основу коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность – это межотраслевые технологические связи и юридические отношения между инфраструктурой, перевозчиком, грузоотправителями, грузополучателями.

Коммерческой деятельности на железных дорогах в России уделялось внимание с начала их эксплуатации. В 1864 году в книге Д. Журавского дано, пожалуй, первое определение коммерческой деятельности: «Обмен услуг, делаемых обществом как перевозчиком на плату, за то полученную».

Коммерческую деятельность можно рассматривать как комплекс платных услуг и широкомасштабного сервиса, которые предоставляются ж.-д. транспортом отраслям промышленности, сельскому хозяйству и гражданам.

между производством и потреблением экономисты различают определенные разрывы: временной (во времени) и географический (в пространстве). Эти разрывы ликвидируются с помощью транспорта с учетом защиты груза от порчи, его утраты.

Структурная схема перевозочного процесса показана на рис. 1.

Транспорт
  Производство
  Потребитель
Сырье,
Товар,
Грузополучатель
Грузоотправитель
Конечные
Начальные
Станция
Станция
  Техническая работа

Рис. 1. Структурная схема перевозочного процесса


Груз –объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах.

Перевозчик –юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им или отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж уполномоченному на его получение лицу (получателю).

Оператор железнодорожного подвижного состава – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, например аренды, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров. Основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками определяются Правительством Российской Федерации.

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Владелец инфраструктуры – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензий и договоров.

Грузоотправитель (отправитель) – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.

Грузополучатель (получатель) – физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.

Багаж – вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в пассажирском или почтово-багажном поезде до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете).

Грузобагаж – объект,принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово-багажном или грузопассажирском поезде.

Станция отправления – пункт приема груза для перевозки и погрузки в подвижной состав (взаимодействие грузоотправителя с железной дорогой).

Станция назначения –пункт выгрузки груза из подвижного состава и выдачи его грузополучателю (взаимодействие железной дороги с грузополучателем).

Места общего пользования (МОП) – крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа.

Места необщего пользования (МНОП) – железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров.

Отправка – партия груза, на которую оформляется отдельный перевозочный документ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: