Единый технологический процесс

Начиная с 70-х годов XX века, происходит органичное срастание грузового транспорта с производством и процессом распределения, превращение его в звено единой системы – «производство-транспорт-распределение-сбыт».

Для обеспечения синхронизации работы транспорта и производства в деятельности компаний и фирм часто используется логистическая система (логистический подход) just in time. Для доставки грузов «точно в срок» и возможно с меньшими затратами ресурсов, должен быть разработан и осуществлен единый технологический процесс (ЕТП), на основе интеграции производства, транспорта и потребления.

Единый технологический процесс – это комплексная технология, в рамках которой на основе системного подхода происходит четкое взаимодействия у всех элементов логистической системы.

Создание устойчивой по отношению к возмущениям внешней среды производственно-транспортной системы, связано с появлением ряда специфических проблем:

1. Изучение конъюнктуры рынка.

2. Прогнозирование спроса и производства, а следовательно объёма перевозок и потребности в транспортных ресурсах.

3. Определение оптимальных величин заказов партий груза и уровней запасов: сырья, топлива, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции и транспортных средств.

Новый подход к транспорту как к составной части более крупной системы привел к целесообразности рассмотрения всего процесса перевозки: от грузоотправителя до грузополучателя, включая грузопереработку, упаковку, хранение, распаковку и информационные потоки, сопровождающие доставку.

Технологические процессы, протекающие в логистических цепях при доставке грузов, имеют свои особенности, зависящие от транспортной характеристики груза, количества груза, виды транспорта и его провозной способности, характера производственных объектов и др. Наиболее просто принципы логистики могут быть использованы при перевозке массовых грузов (каменного угля, железной руды, нефтепродуктов и т.д.) в условиях, когда сформировались стабильные и мощные грузопотоки между отправителями и получателями.

Значительно сложнее структура и функции логистической системы, когда распределяются товары широкой номенклатуры, предназначенные для удовлетворения потребностей десятков (сотен) потребителей.

При доставке такой многономенклатурной продукции появляются дополнительные операции.

· контейнеризация;

· пакетирование;

· подгруппировка партий грузов;

· выбор вида транспорта и типа транспортных средств;

· сортировка грузов в пути следования и др.

В отдельных случаях на направлениях значительных грузопотоков приходится создавать крупные распределительные складские базы (терминалы) и решать вопросы выбора рациональных зон обслуживания потребителей складскими распределительными центрами.

Наиболее распространены 2 формы снабжения потребителей: транзитная и с участием перегрузочных складов и региональных баз-посредников.

В настоящее время точка зрения специалистов в области логистики по вопросу участия складских систем в процессе распределения продукции сводится к тому, что доставка грузов «точно в срок» может свести к минимуму необходимость создания запасов на направлениях материальных потоков. Хотя для потребителей с небольшими размерами поступления грузов, складская форма снабжения остается наиболее предпочтительной.

ВИДЫ ДОСТАВОК И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПЕРЕВОЗОК

Транспортная логистика базируется от концепции интеграции транспорта, снабжения, производства и сбыта, отыскание оптимальных решений в целом по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства с помощью критерия, минимума затрат на транспортировку, снабжение, сбыт и производство.

Транспорт представляет собой вид деятельности, производный от двух составляющих:

- поставщика (совокупности продавцов);

- получателя (совокупности покупателей).

Функции транспорта в системе распределения товаров заключается в его транспортном и эксплутационном заключении. Транспортно-экспедиционное обеспечение товаров включает:

1. Деятельность по планированию, организация выполнения доставки продукции от мест ее производства до мест ее потребления и дополнительных услуг подготовки партий отправки перевозки;

2. Оформление необходимых перевозных документов;

3. Заключение договора на перевозку с транспортным предприятием;

4. Расчет за перевозку грузов;

5. Организация и проведение погрузочно-разгрузочных работ;

6. Хранение (расфасовка, упаковка, складирование);

7. Укрупнение мелких и разукрупнение крупных отправок;

8. Информационное обеспечение;

9. Страхование, финансовые и таможенные услуги и т.д. с использованием оптимальных способов и методов при условии полного удовлетворения потребности производственных и торговых предприятий эффективного распределения товаров.

Транспортное обеспечение определяется как деятельность, связанная с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени с предоставлением перевозочных, погрузо-разгрузочных услуг и услуг хранения.

Экспедиционное обеспечение является составной частью процесса движения товара от производителей к потребителям, включает выполнение дополнительных работ и операций, без которых перевозочный процесс не может быть начат в пункте отправки, продолжен и завершен в пункте назначения (экспедиционные, коммерческие, правовые и информационно-консультационные услуги).

По числу большинство видов транспорта, участвующих в доставке товаров и пассажиров, системы доставки делятся на: одновидовую (юнимодальную) и многовидовую (интермодальная, мультимодальная).


интермодальные перевозки

мультимодальные перевозки

юнимодальные, межрегиональные перевозки

внутриобластные и городские перевозки

специализированными транспортными средствами

перевозки отдельными предпринимателями и транспортом

нетранспортных организаций


Рис. Иерархическая структура перевозок.

Интермодальные – это система доставки грузов в международном сообщении несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу и передачи грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой, без участия грузовладельца единой грузовой единицы (или транспортном средстве).

Системообразующим элементом выступает интермодальная грузовая единица, которая допускает таможенное опломбирование в ней груза согласно международным требованиям, исключая доступ к грузу без срыва пломбы.

Основой современных интермодальных перевозок грузов являются ISO контейнеры, одного, могут использоваться другие грузовые единицы, но отвечающие следующим требованиям: позволяют применять комплексную механизацию перегрузочных работ в портах и пунктах перевалки; отвечает международным или региональным стандартам (контейнеры, трейлеры, пакеты, сменные кузова, блок-пакеты груза).

Мультимодальные перевозки – это прямые и смешанные перевозки по меньшей мере 2-мя различными видами транспорта и как правило внутри страны.

Юнимодальные – прямые перевозки только каким-либо одним видом транспорта.

При интермодальных и мультимодальных перевозках в договор на перевозку с грузоотправителем от имени перевозчиков, принимающих участие в их осуществлении, заключает первый перевозчик (оператор).

Сроки доставки груза исчисляются по совокупности срока доставки его каждым перевозчиком. Каждый перевозчик несет ответственность за груз (пассажира) с момента принятия его к перевозке (посадка пассажира) до момента его сдачи (высадки пассажира).

Операционную систему доставки можно укрупнено представить в виде схемы на входе которой имеем наличие определенного числа и вида подвижного состава, также заказы (спрос) на перевозку грузов, потребность населения в перемещении, а на выходе своевременную перевозку грузов (пассажиров) в пункты назначения. Процессы трансформации представляют собой процессы преобразования входа в выход, т.е. своевременной с надлежащим качеством и малыми затратами перевозки грузов (пассажиров). Трансформация добавляет на входе к затратам определенную стоимость, соответствующую цене или себестоимости перевозки.

Целесообразность рассматривать доставку как процесс непрерывного обеспечения последующих подразделений (производственных и сбытовых) при синхронизации работы всех звеньев системы и согласования ее со спросом.

Это требует очень жесткой дисциплины поставок, которая невозможна без четких характеристик и составляющих систему элементов.


Звено 4 Выход из транспортного средства (разгрузка)

Звено 2 Посадка в транспортное средство (погрузка)

Звено 6 Подача транспортного средства

Рис. Схема А.


Рис. Схема Б.

Технологические схемы передвижения пассажиров (перевозки грузов) А одним видом транспорта; Б – несколькими видами транспорта.

Элементами (звеньями) транспортного процесса при перевозке грузов, являются: подача подвижного состава под погрузку, погрузка, транспортирование и разгрузка.

Элементы погрузки и разгрузки связаны со всеми работами по загрузке и разгрузке подвижного состава и со всеми задержками транспортных средств в пунктах погрузки и разгрузки по каким бы причинам они не происходили. Различные состояния элементов звена погрузки (разгрузки) можно представить в виде схемы.

Схема: Возможные состояния элементов звена погрузки (разгрузки)

 
 


I.

II.

 
 


III.

 
 


IV.

I. – 1-ожидание погрузки (разгрузки);

2-маневрирование;

3-непосредственно погрузка (разгрузка);

4-оформление документов.

Время погрузки (разгрузки) (3) является технологически необходимым элементом, а остальные элементы оказывают отрицательное воздействие на пропускную способность погрузочно-разгрузочных пунктов и увеличивают продолжительность цикла транспортного процесса. Если пост погрузки свободен, то прибывший автомобиль будет обслуживаться немедленно, за время его обслуживания могут прибыть автомобили, которые поступят на обслуживание в порядке очереди, для этих ситуаций политика обслуживания традиционно реализуется в соответствии с двумя принципами: FIFO – First In First Out (первый пришел, первый обслужился) и второй LIFO – Last In First Out (последний вошел, первый обслужился) – политика приоритета.

Например, при организации централизованных перевозок грузов, подвижной состав, занятый этими перевозками загружается вне очереди, по отношению к автомобилям, не участвующих в централизованных перевозках. Насколько уменьшается ожидание автомобилей, пользующихся приоритетом, настолько же возрастает длительность простоя остальных автомобилей.

Продолжительность и закономерность распределения времени пребывания подвижного состава в пункте погрузки или разгрузки обусловлены закономерностью распределения входящего потока подвижного состава, ожидания подвижным составом погрузки и разгрузки, времени маневрирования, времени погрузки и разгрузки и времени оформления документов.

Как отмечалось ранее в вершине иерархической пирамиды организации перевозок, в вершине пирамиды находятся наиболее сложные.

Основные принципы функционирования таких систем заключаются в следующем:

1) Единообразный правовой режим.

2) Комплексное решение финансово-экономических аспектов.

3) Информационное обеспечение и связь, в т.ч. использование систем слежения за передвижением груза.

4) Единство всех элементов транспортной цепи в организационно-технологическом плане.

5) Кооперация всех участников транспортной системы.

6) Комплексное развитие транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.

Для реализации этих принципов необходимо знать особенности использования отдельных видов транспорта, их характеристики и основы взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: