Выбор способов повышения долговечности деталей машин

Выбор способов повышения долговечности деталей машин

Каждый класс деталей должен отвечать определенным условиям работы. Исходя из этих условий, они, как правило, имеют определенные виды повреждений, для предот­вращения которых применяют различные технологические методы, приведенные выше. Ниже в табл. 9.23 приведены экономически вытодные способы повышения долговечно­сти ряда деталей.


9.22. Применение и режимы газовой металлизации

Область применения покрытия Распыляемый материал Расстояние до напыляемой поверхности, мм Пламя Давление сжатого воздуха* Примечание
ручными аппаратами ручными аппаратами
Защита от коррозии Алюминий, цинк и сплавы алюми­ния 80... 150 150... 250 Слегка восста­новительное или нейтральное Высокое Для коррозионно-стойкой стали нейтральное пламя
Металлизация: валов для подвиж­ных посадок валов для неподвижных посадок двухслойных под­шипников скольже­ния для уплотнения стальных деталей деталей из дерева, картона, материи, стекла, фарфора, пластмасс для заделки раковин в сером чугуне для заделки   Сталь 0,5 - 1 % С Сталь 0,2 - 1 % С Бронза и сплавы алюминия Сталь 0,6 - 1 %С Алюминий, цинк, олово Сталь Сталь   180...200 120... 150 100... 150 200... 220 280... 350 100…150 100... 150   250...300 200... 250 180...250 300... 350 400... 500 200…250   Нейтральное Нейтральное или окисли­тельное Нейтральное Нейтральное или окисли­тельное   Среднее до высокого Низкое до высокого Среднее Высокое Низкое до высокого   Для бронзы слегка окисли­тельное пламя, для сплавов слегка, восстановительное пламя Избегать термических на­пряжений, для чего преры­вать металлизацию полых деталей Учитывать длину факела пламени; стекло подогре­вать, полые фарфоровые детали охлаждать Для чугунных деталей, чувствительных к напряжениям, большее расстояние при распылении
Нанесение слоя молибдена Молибден 80... 130 200... 300 10%-ное окис- лительное Низкое -
* Высокое - выше 0,3... 0,4 МПа, низкое - ниже 0,3 МПа.
Наименование детали Характер работы Основной вид повреждения при эксплуатации Способ повышения долговечности
       
Болты и шпильки резьбовых соединений, собираемых с предварительной затяжкой и нагружаемых силами, вызы­вающими переменные напря­жения Статические напряжения от предварительной затяжки и переменные напряжения от изменяющихся во время работы нагрузок Усталостные изломы, деформации Повышение прочности стали, уменьше­ние концентрации напряжений, умень­шение жесткости болта, уменьшение высотных параметров шероховатости поверхности резьбы болта, накатка резь­бы болта и шпильки роликами
Гайки и крепежные отверстия под болты и шпильки в кор­пусных деталях То же Срез резьбы и самоотвинчивание Раскатывание резьб и создание гладко­резьбовых соединений
Колеса зубчатых передач Изгиб зубьев, деформиро­вание контактного сжатия и сдвига рабочих поверхно­стей зубьев, трение и удары торцов зубьев зубчатых колес коробок передач при включении скорости Излом зуба (усталост­ный или из-за кратко­временной перегрузки), осповидное выкрашива­ние, изнашивание или пластическое деформи­рование рабочих по­верхностей зубьев, тор­цовое изнашивание зубьев зубчатых колес коробок передач, заеда­ние зубьев Корригирование, улучшение, сплошная или поверхностная закалка зубьев, це­ментация, азотирование, нигроцемента- ция рабочих поверхностей зубьев (сталь­ных зубчатых колес), накатывание, элек­тромеханическая обработка
Червях и червячное колесо червячной передачи Скольжение витков червяка по рабочим поверхностям зубьев червячного колеса, нзгиб зубьев червячного колеса Заедание, изнашивание рабочих поверхностей, пластическое деформи­рование и излом зубьев червячного колеса Корригирование зубьев червячного коле­са, уменьшение шероховатости, закалка или цементация рабочих поверхностей витков червяка, накатывание, электроме­ханическая обработка
Звездочки цепных передач Удары и трение рабочих поверхностей звездочек об элементы цепи Изнашивание рабочих поверхностей зубьев Проектирование звездочек с вогнутым профилем зубьев, уменьшение шерохо­ватости, закалка или цементация рабочих поверхностей зубьев, накатывание
Валы и оси Деформация изгиба и кру­чения, трение скольжения между цапфой и опорой Усталостные изломы, изломы, изнашивание и задиры цапф, заедание Уменьшение влияния концентраторов напряжений (увеличение радиусов галте­лей, исполнение шпоночных канавок с плавным выходом и т.п.), шлифование цапф (тяжелонагруженных валов по всей длине), поверхностный наклеп переход­ных поверхностей, поверхностная закалка, азотирование, накатывание, вибронакаты­вание
Опоры скольжения (подшип­ники и подпятники) Трение скольжения между цалфой и опорой Изнашивание, заедание, усталостные разрушения поверхности трения Обеспечение условий жидкостного тре­ния, увеличение жесткости опоры, высо­кая точность изготовления и малые зна­чения высотных параметров шероховато­сти рабочей поверхности цапфы, нанесе­ние на поверхности опор специальных покрытий для улучшения приработки, виброраскатывание, создание избира- - тельного переноса
Подшипник качения Качение шариков (или ро­ликов) по наружному и внутреннему кольцам Излом кольца, разруше­ние тел качения, изна­шивание тел качения и рабочих поверхностей колец, усталостное вы­крашивание (осповидное изнашивание) рабочих поверхностей элементов подшипника, заедание деталей подшипника Обеспечение податливости корпуса в нагруженной части подшипника, раска­тывание шариком, алмазное выглажива­ние
Гильза цилиндра поршневого двигателя внутреннего сгора­ния Механические нагрузки от переменного давления га­зов, тепловое и коррозион­ное воздействие газов, тре­ние о поршневые кольца и поршень, коррозионное воздействие охлаждающей жидкости Изнашивание внутрен­ней поверхности (зерка­ла), появление рисок, задиров, овальность в результате изнашивания при неравномерном дав­лении поршия, трещины, коррозия наружной по­верхности гильз и кави­тационное разрушение Поверхностная (или объемная закалка) и отпуск; покрытие внутренней поверхно­сти тонким слоем пористого хрома или азотирование внутренней поверхности для улучшения прирабатываемости, виб­рораскатывание, трибоггехнология. Ос- винцовывание, оцинковывание лаком наружной поверхности, омываемой во­дой (для предохранения от коррозии)
Поршень двигателя внутренне­го сгорания Механические нагрузки от переменного давления газов и инерционных сил воз­вратно-поступательного движения поршня, тепловое воздействие газов на днише, трение боковой поверхно­сти о зеркало гильзы Изнашивание цилиндри­ческой поверхности, изнашивание и пласти­ческое деформирование кольцевых канавок, из­нашивание отверстий в бобышках, прогар го­ловки Покрытие боковой поверхности легко­плавкими металлами (свинцом ияи оло­вом), фосфатирование, травление кисло­той, сульфидирование, закалка с после­дующим старением поршней из алюми­ниевого сплава
Диски борон и лущильников Абразивное воздействие почвы, силовые воздействия препятствий Затупление лезвия в результате изнашивания, разработка квадратных отверстий Закалка и отпуск до твердости НВ 321... 415, плакирование лезвия износостойки­ми материалами
Лапы культиваторов Абразивное воздействие и давление почвы Затупление режущей кромки лезвия в резуль­тате изнашивания Закалка и отпуск лезвия, наплавка на лезвие твердого сплава
Лопасти рабочего колеса гид­ротурбины Кавитационное и коррози­онное действие среды, из­гиб, действие пульсирую­щего потока, вызывающего вибрацию Кавитационное разру­шение поверхности де­тали Применение материалов или облицовок, стойких против кавитационного разру­шения
Пальцы звеньев гусениц гусе­ничного трактора Трение без смазочного ма­териала при высоких давле­ниях и ударных нагрузках при наличии абразивного материала и влаги Изнашивание в местах трения о проушины (или втулки звеньев гусениц) Закалка поверхности при нагреве ТВЧ, борирование
Втулки звеньев гусениц гусе­ничного трактора То же Изнашивание в местах трения о палец Цементация с последующей закалкой и отпуском, дорнование
Лемехи плугов Давление пласта почвы, воздействие абразивной среды Затупление режущей кромки, затупление нос­ка, образование фаски с тыльной стороны лезвия в результате изнашива­ния Закалка с последующим отпуском лез­вия, наплавка на лезвие твердого сплава (сормайта)
Отвалы плугов Давление пласта почвы, воздействие абразивной среды Поломка крыла и его изнашивание в месте схода пласта почвы Цементация и последующая закалка с самоотпуском
Зубчатые колеса коробки пере­дач трактора Удары торцов зубьев при включении передачи, изгиб зубьев, контактное сжатие и сдвиг объемов металла, прилежащих к эвольвеит- ным поверхностям Торцовое изнашивание зубьев, поломка зубьев, изнашивание эвольвентных поверхностей зубьев Изготовление шестерен с наиболее ра­циональной (бочкообразной) формой торцов зубьев; цементация или нитроце­ментация рабочих поверхностей зубьев с последующими закалкой и отпуском
Звенья гусениц гусеничных тракторов Контактные нагрузки, тре­ние качения с проскальзы­ванием о беговую дорожку и боковые поверхности опорных катков, наличие абразивного материала и влаги в зоне трения Изнашивание проушин, изнашивание цевок в месте зацепления с ве­дущим колесом, изна­шивание беговой дорож­ки, усталостные разру­шения Закалка и отпуск, нормализация или за­калка в электролите беговых дорожек, наплавка почвозацепа вольфрамовым чугуном
Коленчатый вал Периодические нагрузки от давления газов и сия инер­ции движущихся масс, вы­зывающие переменные на­пряжения в элементах вала; трение шеек о заливку вкладышей подшипников Уменьшение диаметра, овальность и конусность шеек в результате изна­шивания, прогиб или усталостный излом в результате несоосности или большого износа коренных подшипников Создание овальной формы, поверхност­ная закалка, азотирование, полирование коренных и шатунных шеек для повыше­ния износостойкости, накатка роликами или обдувка дробью переходных поверх­ностей (для увеличения выносливости)
Клапаны двигателя внутренне­го сгорания Динамические нагрузки от переменного давления газов и сил упругости пружины; омывание головок выпуск­ных клапанов горячими газами, движущимися с большими скоростями   Изнашивание и пригорание фаски тарелки кла­пана, изнашивание стержня, деформирова­ние Заполнение внутренней полости головки пустотелого выпускного клапана на 50 - 60 % металлическим натрием (для охла­ждения клапана); наплавка фаски и го­ловки выпускного клапана со стороны цилиндра твердым сплавом ВКЗ или сормайтом (для повышенил износостой­кости и коррозионной стойкости); объ­емная закалка и отпуск
Поршневое кольцо двигателя внутреннего сгорания Нагрев от соприкосновения с горячими газами; трение о внутреннюю поверхность гильзы при возвратно- поступательном движении Изнашивание по наруж­ной цилиндрической и торцовой поверхностям, снижение упругости, пригоранне Оптимизация формы, пористое хромиро­вание одного или двух верхних компрес­сионных колец; электролитическое лу­жение или фосфатирование колец (для улучшения прирабатываемости и повы­шения коррозионной стойкости)
Вкладыш шатунных и корен­ных подшипников коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания Переменные по значению давления газов и давления от сил инерции поступа­тельно движущихся и вра­щающихся масс Изнашивание, усталост­ное выкрашивание или подплавление заливки Оптимизация формы, покрытие рабочей поверхности оловом или припоем ПОС-18, виброраскатывание
Лопатки газовых турбин Растяжение, изгиб и круче­ние профильной части и хвостовика под действием центробежных сия и давле­ния газового потока; пере­менное напряжение от виб­рационных нагрузок, тер­мические напряжения, кор­розионное и эрозионное действие газовой среды Разрушение по про­фильной части пера или елочному профилю хво­стовика, вызванное дей­ствием статических и переменных напряжений от термической устало­сти Полирование профиля пера лопатки (ко- рытв, спинки, кромок и радиусов); обкат­ка роликом, наклепывание легкими уда­рами поверхностного слоя хвостовика; алитирование или эмалирование поверх­ностных слоев для защиты от коррозии
Зубья ковшей экскаваторов Трение об абразивные час­тицы грунта, динамические нагрузки при ударах о грунт Затупление режущей кромки в результате изнашивания Закалка, наплавка твердого сплава (сор- майта)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: