Классификации методик, созданных для диагностики межличностных отношений.
а) на основании объекта: 1) диагностика отношений между группами, 2) внутригрупповых процессов, 3) диадных отношений и т.д.;
б) на основании задач, решаемых исследователем: 1) выявление групповой сплоченности, 2) совместимости и т.д.;
в) на основании структурных особенностей используемых методик: 1) опросники, 2) проективные методики, 3) социометрия, 4) референтометрия, 5) методики оценки межличностных отношений, построенные на анализе группового процесса, 6) аппаратурные методики (н-р, «гомеостат» Горбова);
г) на основании типа диагностической информации: 1) методики оценки межличностных отношений (чаще всего используется прием прямого или косвенного замера субъективных предпочтений); 2) методики выявления личностных характеристик участника общения, н-р, мотивов общения каждого участника, 3) методики исследования субъективного отражения межличностных отношений, н-р, мнений о причинах конфликтов.
Методики субъективных предпочтений. Наиболее известной методикой является Социометрия (Дж.Морено, 1934г.): оценка межличностных отношений осуществляется на базе субъективных предпочтений (выборов). Производится математический подсчет статусных позиций членов группы: «предпочитаемый», «отверженный», «изолированный»; оцениваются также структура межличностных отношений (неформальные группировки и отношения между ними) и показатель сплоченность группы.
|
|
Методики косвенной оценки межличностных отношений: а) фиксация расположения в пространстве в момент общения (какая дистанция с партнером общения предпочтительнее) или в момент моделирования общения (как ребенок располагает в игре своего «папу», свою «бабушку»); б) фиксация невербальных компонентов общения, н-р, количества контактов глазами.
Средства исследования, основанные на феноменах "личностного пространства", можно разделить на три категории:
а) техники наблюдения реальной ситуации;
б) техники символического моделирования реальной ситуации;
в) проективные средства.
Считается, что методики наблюдения дают наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях.
Методики наблюдения представляют собой схему регистрации четко обозначенных автором методики параметров общения в группе (н-р, между родителем и ребенком) с последующими подсчетами и выведением диагностического заключения / пример - методики Р.Бейлс, Е.Маш/.
Методики анализа группового процесса в ходе решения группой определенных задач. Разновидности: наблюдение за игровым имитированием определенной ситуации, групповая дискуссия без лидера, настольные игры, аппаратурные методики типа «Гомеостат» и т.п.
|
|
ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ, ВЛИЯЮЩИХ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (наиболее часто используются методики: тест Т. Лири, Калифорнийский опросник личности СР1, проекционный тест «Руки», опросники на адаптированность в группе, на стиль общения и руководящей деятельности).
ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТИВНОГО ОТРАЖЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ТАТ, САТ, «Незаконченные предложения»).
Диагностические методики, применяемые в психокоррекционной работе, н-р, при решении семейных проблем, должны быть не только констатирующими, но и воздействующими, подготавливающими клиентов к расширению осознания психической реальности и трансформации форм поведения. От них кроме психокоррекционного эффекта самой психодиагностической процедуры требуют еще и функции установления хорошего эмоционального контакта с исследователем.
(Тест В. Ф. Ряховского)
Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов – «да», «иногда», «нет».
Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «иногда», «нет».
№ | суждения | баллы |
Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи? | ||
Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком либо совещании, собрании или тому подомном мероприятии? | ||
Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента? | ||
Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? | ||
Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? | ||
Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)? | ||
Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? | ||
Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад? | ||
В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку? | ||
Оказавшись один на один с незнакомым человеком вы, не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? | ||
Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она не была (в магазине, библиотеке, кассе, кинотеатре). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост, и будете томиться в ожидании? | ||
Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций? | ||
У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так? | ||
Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в разговор | ||
Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме? | ||
Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной? | ||
Итого |
Оценка ответов:
«да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.
Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относятся.
30-31 очко. Вы явно некоммуникабельны, и эта ваша беда, так как больше всего страдаете от этого вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
|
|
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете не довольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в вашей власти переломит эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков. Вы в известной степени общительны и внезнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в свой тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
|
|
3 очка и меньше. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в к которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.