Методика определение уровня конфликтоустойчивости

Ключ

Обработка результатов

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуа­циях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулиро­вания конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интере­сам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Со­ответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделя­ет следующие способы урегулирования конфликтов:

1) соперничество как стремление добиться удов­летворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперни­честву, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стрем­ления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению

собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к аль­тернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сто­рон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участ­ников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выиг­рыше.

Подсчитать количество совпадений (1 балл) в соответствии с ключом. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шка­ле, дает представление о выраженности у него тенденции к про­явлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситу­ациях.

Сопер­ничество Сотрудничество Компро­мисс Избегание Приспо­собление
        А Б
    Б А    
  А       Б
      А   Б
    А   Б  
  Б     А  
      Б А  
  А Б      
  Б     А  
  А   Б    
    А     Б
      Б А  
  Б   А    
  Б А      
        Б А
  Б       А
  А     Б  
      Б   А
    А   Б  
    А Б    
    Б     А
  Б   А    
    А   Б  
      Б   А
  А       Б
    Б А    
        А Б
  А Б      
      А Б  
    Б     А

(для старшего школьного возраста)

Цель. Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в по­тенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и косвенно определить уровень конф­ликтоустойчивости личности.

Инструкция. Внимательно прочитайте и оцените каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны вашему поведению. Для этого сначала определите, какое из двух крайних суждений подходит вам, а затем оцените его по 5-балльной системе. Помните, что промежуточная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайние же значения 4-5 и 1-2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринужденное участие в разрешении спорных моментов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: