Педагогическая диагностика в деятельности вожатого

Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, руководителю временного детского коллектива нужно как можно больше узнать о сво­их непосредственных воспитанниках. Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, т.е. провести педагогическую ди­агностику личности детей, с которыми ему предстоит вме­сте прожить летнюю смену в лагере. Педагогическая диагностика направлена на изучение результатов развития личности ребенка, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Целью педагогической диагностики являетсяполучение представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала детей - участников смены. Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может спрогнозировать его дальнейшее раз­витие, установить, какие интересы, мотивы, ценнос­тные отношения, способности, нравственные каче­ства следует стимулировать, а какие - устранять.

Проводя педагогическую диагностику, нуж­но неукоснительно следо­вать ряду правил:

1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по от­ношению к детям, о которых хотите получить педаго­гически значимую информацию.

2. Воспитанники имеют право отказаться отвечать на вопросы.

3. При использовании любой диагностической методики нельзя никаким образом влиять на выбор ответов: ни интонацией, ни указанием, ни пояснением инструкции или задания.

4. Необходимо создавать условия максимально возмож­ной автономности воспитанника во время его диагностиро­вания, сохранение анонимности полученных по­казателей

Основным диагностическим методом в практике руководителя детского коллектива должно быть наблюдение за поведени­ем, деятельностью, поступками, общением. Соотнесение результатов наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину.

Используемые диагностические методики должны отвечать следующим требованиям:

- простота проведения и обработки результатов исследования;

- непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;

- наличие элементов занимательности (желательные игровые формы).

Используемые методики диагностики коллектива и личности ребенка должны быть возрастосообразны. Для детей младшего возраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий, ролей которые он приписывает своим героям; предметы, которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. По рисункам на темы «Я», «Я и мои друзья»; «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрациям к сказкам можно получить информацию о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания. Для детей среднего и старшего школьного возраста можно использовать методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов.

В смене осуществляется 4 вида диагностики:

1. Предварительная диагностика проводится в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач.

2. Текущая диагностика проводится в основной период с целью определения степени успешности в достижении целей, возможны корректировки методов, путей и средств их достижения.

3. Итоговая диагностика проводится в итоговый период смены с целью определения степени совпадения поставленных целей и задач с результатами деятельности.

4. Проблемная диагностика проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом или к отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: