Качество жизни:справедливость, доступность, границы

Социальные издержки внедрения ИТ и ИС растут по мере увеличения мощности технологий. Многие из этих негативных последствий не нарушают права индивидов и не являются преступлениями против собственности, тем не менее, они нередко наносят ущерб людям, обществу и политическим институтам. ИТ потенциально могут нарушить ценности культуры и общества, хотя и несут с собой значительные выгоды и удобства. Сбалансированы ли хорошие и плохие последствия использования ИТ, кто несет ответственность за негативные последствия? Ниже рассматриваются некоторые социальные издержки повсеместного внедрения ИТ.

Балансирование власти: центр и периферия. Первые страхи компьютерного века были связаны с тем, что громадные сверхмощные компьютеры сосредотачивают непомерную власть в корпорациях. Сдвиг к децентрализованным расчетам в 90-е годы снизил эти опасения.

Скорость изменений: требуется ускоренная реакции на действия конкурентов. ИС уже помогли создать гораздо более эффективные национальные и международные рынки. Сегодняшний глобальный рынок ослабляет привычные социальные амортизаторы, которые многие годы позволяли выживать в конкурентной борьбе. Конкуренция, важнейшим фактором которой стало время, имеет крайне неприятную сторону: вашему бизнесу нужно очень быстро реагировать на глобальную конкуренцию, иначе он может быть уничтожен.

Сохранение границ: семья, работа, досуг. Опасность повсеместного внедрения вычислительных сетей и телекоммуникаций состоит в том, что традиционные границы, отделяющие работу от семьи и досуга, ослабевают. Всеобъемлющее влияние ИТ вместе с ростом рабочих мест, требующих высокой квалификации, означает, что все больше и больше людей будет работать в то время, когда они привыкли общаться с семьей и друзьями. В настоящее время работа выходит далеко за рамки восьми часов.

Ослабление привычных социальных институтов создает явный риск для общества: семья и друзья обеспечивали мощную психологическую поддержку каждого индивида.

Зависимость и уязвимость. Бизнес, правительство, образование и частные ассоциации, безусловно, зависят от ИТ и поэтому стали более уязвимы. ИТ сейчас так же распространены как телефоны, однако все еще отсутствуют отработанные средств регулирования, такие как для телефонных, электрических, радио и телевизионных технологий. Несовершенство стандартов и важная роль информационных систем, вероятно, потребуют со стороны государства ряда мер.

Компьютерные преступления и злоупотребления. Многие новые технологии в постиндустриальную эру создали новые возможности для совершения преступлений и нанесения ущерба. Компьютерные преступления можно определить как совершение противозаконных действий с использованием компьютера или против компьютерных систем. Эти системы могут стать объектом преступлений (разрушение компьютерного центра или файлов компании), а также инструментом преступления (кража информации путем незаконного подключения к компьютерной системе). Компьютерные злоупот­ребления, в отличие от преступлений — это совершение действий, связанных с ком­пьютером, которые нельзя назвать незаконными, но следует рассматривать как неэтичные.

Никто не знает истинного масштаба проблем, связанных с компьютерными злоупотреблениями — в какое количество систем происходило вторжение, сколько людей участвовало в этом, каков суммарный экономический ущерб. Существуют лишь некоторые оценки отдельных преступлений. Так, эксперты считают, что компьютерные преступления в США приводят к ущербу в более, чем один млрд. дол. в год. Большинство экономических преступлений такого рода связано с внедрением вирусов, порчей компьютерных систем и кражей услуг, в том числе, — телекоммуникационных.

Средние корпоративные потери от вирусов составляют 250000 дол. в год, вероятность получения серьезного вируса за год — 50%. Хотя большинство фирм использует антивирусное программное обеспечение, распространение компьютерных сетей увеличивает вероятность заражения.

В целом большинство компьютерных преступлений совершают служащие компаний, поскольку у них есть соответствующий доступ к информации, а часто и мотивы совершения преступлений, связанные с их рабочим местом.

В российском законодательстве права граждан на доступ к информации и защита информации, т.е. то, что напрямую связано с компьютерными преступлениями, до сих пор не получили адекватного отражения.

Часть пробелов была ликвидирована после введения в действие с 1 января 1997 года нового Уголовного Кодекса, принятого Государственной Думой 24 мая 1996 года.

Составы компьютерных преступлений (т. е. перечень признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление) приведены в 28 главе УК, которая называется «Преступления в сфере компьютерной информации» и содержит три статьи: «Неправомерный доступ к компьютерной информации» (ст. 272), «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» (ст. 273) и «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» (ст. 274).

В частности, статья 272 УК предусматривает ответственность за неправомерный доступ к информации (на машинном носителе, в ЭВМ или сети ЭВМ), если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию, либо копирование информации, нарушение работы вычислительных систем. Неправомерным признается доступ к защищенной информации лица, не обладающего правами на получение и работу с ней, либо с компьютерной системой.

Мотивы и цели данного преступления могут быть самыми разными. Это и корыстный мотив, и желание причинить вред или проверить свои профессиональные способности.

По уголовному законодательству субъектами компьютерных преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста, однако, часть вторая ст. 272 предусматривает наличие дополнительного признака субъекта, совершившего данное преступление — служебное положение, а равно право доступа к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, способствовавшие его совершению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: