В. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи

Б. Материал для исследования фонематической стороны pew.

Ответ детей: со звука О.

Игра «Слушай и хлопай».

Установка логопеда. Я буду называть слова, но как только ты услышишь в слове звук О — хлопни в ладоши. Давай попробуем, будь внимателен.

Логопед называет слова: ослик, мак, суп, нос, кит, стекло.

Цепочки слов:

рак, дом, мир, суп (хлопает 1 раз).

кот, шар, мяч, ток (хлопает 2 раза).

Логопед о бращается к ребенку: Вспомни слова со звуком О, которые я называла во время игр.

Ребенок должен назвать слова: нос, дом, кот, ток, ослик, стекло.

Логопед: Где находится звук О в слове? (В начале, в середине, в конце.)

Важно отметить, что при обследовании детей логопед использует игровые приемы, сюрпризные моменты. Все задания проводятся в игровой, занимательной форме.

Картинки с действием детей. Логопед предлагает рассмотреть картинку и рассказать, что делает Оля.

Ответ ребенка: Оля рисует дом.

Стихи. Звук О.

Установка логопеда. Слушай и повторяй.

— О! — мы губы округляем.

— О! — мы плавно напеваем.

— О! — свободно голос вьется.

— О! — так звонко раздается.

Обруч, орден, остров, омут,

Окунь, отмель, осы, овод!

Логопед предлагает вспомнить слова со звуком О, которые были названы в маленьком стихотворении.

Ребенок называет: о бруч, о рден, о стров, о мут, о кунь, о тмель, о сы, о вод.

Количество названных слов зависит от того, сколько ребенок запомнил (от 1 до 8).

Логопед предлагает определить звук, с которого начинаются все эти слова, и назвать местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Важно отметить, что после каждого выполненного задания логопед дает эмоционально-положительную оценку, даже если результат отрицательный.

Например: Ты очень старался, молодец, хотя и не смог назвать звук, с которого начинаются все названные мною слова. Это звук О. Не переживай, мы попробуем услышать этот звук в словах в следующий раз.

Стихи:

Буква О как колесо.

Обруч круглый, слово О.

О у Олечки в очках, О у окуня в глазах.

Озеро кругло, как О,

Остров круглый, словно О,

Облако над ним кругло,

Омут в озере, как О.

1. Картинки и речевой материал для определения способностей дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость; твердость — мягкость; свистящие — шипящие и т.д.

Для обследования фонематической стороны речи можно использовать альбом В.В.Коваленко, С.В.Коваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения детей».

В альбоме представлен словесный и иллюстративный дидактический материал по обследованию звукопроизношения детей.

1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

2. Картинки с изображением действий:

мальчик рисует;

девочка поливает цветы;

мама моет посуду;

бабушка вяжет носки;

мальчик играет с мячом;

девочка прыгает через скакалку и т. д.

3. Картинки с изображением разного количества предметов: стол - столы; шапка - шапки; ведро - ведра.

Игра «Один — много».

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительное множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар - шары; дом — дома; ведро — вёдра и т. д.

Логопед показывает картинку и называет: шар.

— А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

Игра «Лови и называй».

Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один - много».

Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.

4. Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Игра «Большой - маленький».

Цель: Выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки - большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

Это? - показывает на маленький кружок. Ответ ребенка: кружок.

А это? - показывает логопед на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы - под кругом.

Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч;

елочка, шарик, мячик.

4. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина).

Ленточки - длинная, короткая.

Забор - высокий, низкий.

Веревка — толстая, тонкая.

5. Картинки с изображением двух и пяти предметов.

Игра «Назови, сколько».

Картинки перевернуты, Ребенок их не видит.

Цель: Выявить умениедетей согласовать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Ход: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.

- Это... (ребенок наугад называет любой предмет).

Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

— Перед тобой 4 карточки, но у меня есть еще и пятая, посмотри, — логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Логопед: Сколько кружков?

Ответ ребенка: Два.

Логопедкладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки... продолжай.

Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось. Ребенок: Новая карточка. Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке. Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

Образец: 5 мячей, 5 елочек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: