Групповые контакторы

Общие сведения. Групповыми контак­торами называют аппараты, состоящие из нескольких кулачковых контакторов (контакторных элементов) или выключа­телей контакторного типа с общим ме­ханическим приводом, обычно кулачко­вым. Кулачки, управляющие контактора­ми, объединяются общим валом, для вра щения которого аппарат снабжают при­водом.

Индивидуальные контакторы по срав­нению с групповыми имеют простую кон­струкцию, однако применение их значи­тельно усложняет цепи управления из-за необходимости иметь большое число блок-контактов для обеспечения после­довательности срабатывания контакто­ров. Поэтому применение групповых кон­такторов позволяет значительно сокра­тить число электрических блокировок (последовательность замыкания и раз­мыкания контактов обеспечивается раз­верткой кулачковых шайб), упростить электрические цепи, повысить их надеж­ность и уменьшить размеры контроллера машиниста.

Название группового контактора обыч­но связано с теми функциями, которые выполняют его кулачковые контакторы, например: групповые контакторы, пред­назначенные для переключения тяговых двигателей с одного соединения на дру­гое, называют групповыми переключате­лями; групповые контакторы, переклю­чающие ступени реостатов (резисто­ров),— реостатными контроллерами

Основными частями группового кон­тактора являются кулачковые контакто­ры, кулачковый вал с кулачковыми шай­бами или кулачками, привод, блокиро­вочное устройство и корпус.

Кулачковые контакторы. По принципу действия кулачков или кулачковых шайб различают контакторы:

работающие на замыкание (рис. 171, а), т.е. с замыкающими контактами / и 2, которые замыкают цепь тока под действием выступа кулачковой шайбы 4,

а размыкают под действием пружины или собственного веса подвижной системы. Нажатие контактов создается усилием притирающей пружины 3\

работающие на размыкание (рис. 171, б), т.е. с размыкающими контактами, которые замыкаются под действием вклю­чающей пружины 7; размыкаются они под действием выступа кулачковой шай­бы 4, который с помощью ролика и рычага подвижного контакта 2 сжимает включающую пружину.

К первому виду относятся кулачко­вые контакторы типа КЭ-1 групповых переключателей электровозов ВЛ8, ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ11 и др.; ко второму — напри­мер, кулачковые контакторы групповых переключателей и главных контроллеров электровозов ВЛ60К, ВЛ80, ВЛ80Т, ВЛ80° и кулачковые контакторы типов КЭ-4 и КЗ-30 электропоездов. Оба вида ку­лачковых контакторов на э.п.с. имеют примерно одинаковое распространение.

Кулачковые контакторы выполняют как с дугогашением, так и без него (рис. 172).

В целях повышения допустимой тем­пературы нагрева контакты иногда сереб­рят электролитическим способом (кулач­ковые контакторы ЭКГ-8 и др.). Чтобы ускорить восстановление электрической прочности дугового промежутка, у неко­торых кулачковых контакторов (иа глав­ном контроллере ЭКГ-8 и др.) проду­вают сжатым воздухом пространство между разрывными контактами. Воздух подают по воздушному каналу в верхнем кронштейне от электромагнитных венти­лей. Для повышения электродинамиче­ской стойкости контактор снабжен элект­ромагнитным компенсатором, состоящим из якоря и ярма. Якорь жестко укреп­лен на держателе неподвижного контак­та. Ярмо охватывает контактные рыча­ги и укреплено на рычаге разрывного контакта. При прохождении тока по ры­чагу в ярме и якоре образуется магнит­ный поток, под действием которого ярмо


притягивается к якорю и создает допол­нительное нажатие на главные и разрыв­ные контакты, имеющие контактные на­пайки из металлокерамических компози­ций.

Кулачковые валы. Валы для группо­вых контакторов выполняют из стали. Они имеют в средней части квадратное, шестигранное или круглое сечение и опи­раются обычно на шариковые подшип­ники.

На валу крепят литые чугунные кулачки или прессованные из пластмассы кулачковые шайбы.

В случае применения чугунных кулач­ков вал опрессовывают изоляцией. Кон­такторы группируют так, чтобы рядом находились контакты одного потенциала. Кулачки таких контакторов выполняют из одной отливки, плотно надевают на опрессованный вал и фиксируют на нем стопорными болтами. Для увеличения расстояния по поверхности изоляции между кулачками разного потенциала на вал надевают изоляторы, имеющие фи­гурный профиль. Кулачковые шайбы прессуют; их профиль обычно фрезеруют по шаблонам.

Конфигурация кулачков, относитель­ное расположение их иа валу, взаимо­действие с приводом и контакторами в целом задаются диаграммой замыкания контакторов. На диаграмме показано, ка­кие контакторы должны быть замкнуты и какие разомкнуты иа каждой пози­ции аппарата, а также последователь­ность замыкания и размыкания контак­торов при переходе с одной позиции на другую. Обычно на таких диаграммах черные полосы соответствуют положени­ям вала, на которых данные контакторы полностью замкнуты (рис. 173), белые концы у этих полос — углам поворота вала, в пределах которых происходит притирание контактов, толстые линии — периоду перемещения подвижных кон­тактов до соприкосновения с неподвиж­ными, отсутствие полос и линий — поло­жению полного выключения контактов. Вертикальными линиями отмечены пози­ции, фиксируемые приводом. Диаграммы используют также для проверки правиль­ности сборки группового аппарата и до­пустимости износа его частей в эксплуа­тации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: