На геологоразведочных работах применяются погрузочные машины циклического и непрерывного действия.
Производительность погрузки породы машиной циклического действия определяется по формуле
P = Q / T = Q /(T 1+ Т 2+ Т 3),
где Т 1 = 10–15 мин – время подготовки машины к работе (подгон машины к забою, смазка, подключение ее к энергетической сети и пр.); Т 2 − время собственно погрузки породы, мин; Т 3= 5–7 мин – время, затрачиваемое на отгон машины в безопасное место.
Время погрузки
T 2= T' + T",
где T' + T" – время погрузки породы, соответственно не требующей и требующей предварительной раскайловки и подброски ее к машине, мин.
В свою очередь,
где α – коэффициент, учитывающий объем породы, погружаемой без предварительной раскайловки и подброски, α = 0,9÷0,95; β – коэффициент, учитывающий объем породы, погружаемой с предварительной раскайловкой и подброской; β = 0,05÷0,1; t 2 – время, затрачиваемое на разборку 1 м3 породы одним рабочим; t 2= 70÷100 чел./мин; К к − коэффициент наполнения ковша; К к= 0,5–0,7; К в – коэффициент наполнения вагонетки, по правилам безопасности К в = 0,9; n – количество рабочих, занятых раскайловкой и подброской породы; q в , q к − соответственно емкость вагонетки и ковша, м3; t, t 1 − время цикла черпания и простоя при замене вагонеток (t = 15–20 с, t 1= 1–3 мин). Сделав соответствующие преобразования, получим
|
|
Производительность погрузочной машины можно определить по формуле
где q в – емкость вагонетки, м; К в – коэффициент наполнения вагонетки (по правилам безопасности К в < 0,9); К к − коэффициент наполнения ковша, (К к = 0,7); t ц − время одного цикла черпания, с (t ц= 15 – 20); l p – расстояние от места погрузки до пункта обмена вагонеток, м; t c – продолжительность простоя погрузочной машины в период откатки груженого состава и доставки к месту формирования поезда порожнего состава, с; z – число вагонеток в составе, v cp – средняя скорость движения вагонетки при обмене, м/с; К о – коэффициент, учитывающий техническое обслуживание машины в процессе работы, К о = 1,05 – 1,1.
Время на откатку груженого состава и доставку порожнего в забой определяется по формуле
где L – расстояние от места формирования поезда до разгрузки вагонеток, м; v эл − средняя скорость движения электровоза с гружеными и порожними вагонетками, м/с; t м – продолжительность разгрузки, с.
На действительную производительность погрузочной машины наибольшее влияние оказывают организационные факторы: емкость вагонетки, время замены груженой вагонетки на порожнюю, время на смену груженых составов порожними, время на осмотр и мелкий ремонт машины во время работы и др. В однопутевой выработке для обмена груженых вагонеток на порожние через определенные промежутки (20–50 м) устраиваются разминовки.
|
|
Теоретическая производительность машин с погрузочным органом непрерывного действия равна
Р теор = 3600 q л2 n,
где q л − объем породы, забираемой лапой за одно движение, м3; n – число движений лапы в секунду.
Техническая производительность определяется по формуле
Р тех= 3600 q л2 п К нк К тп ,
где К нк − коэффициент наполнения лап; К нк= 0,4÷10 при кусковатости породы до 100 мм и К нк= 0,25÷0,55, при кусковатости 300 мм, при массе машин от 1,5 до 7 т; К тп − коэффициент трудности погрузки, зависит от кусковатости породы.
Кусковатость породы, мм | ||||
Значения К тп, при Р: | ||||
1,5 | 0,80 | 0,60 | 0,30 | |
2,0 | 0,9 | 0,70 | 0,50 | 0,25 |
2,5 | 0,75 | 0,60 | 0,40 | 0,20 |
3,0 | 0,60 | 0,45 | 0,35 | 0,15 |
Эксплуатационная производительность равна
Р экс=3600 q л2 пК нк К тп К и.
При погрузке породы в вагонетки она рассчитывается по формуле
где t зс–продолжительность замены состава, с; П в – число вагонеток в составе поезда; τ – время, необходимое на техническое обслуживание машины, наращивание пути и прочие простои (в процентах от машинного времени), %.