Магнитные усилители.
Магнитные усилители, датчики тока, измерительные и импульсные трансформаторы
На электровозах и электропоездах применяют серийные магнитные усилители с самоподмаг-ничиванием (ТУМ-А1-И, МУ-106А-1 и др.) в блоках автоматики, в зарядных агрегатах, в цепях питания обмоток возбуждения н других цепях. Каждый такой магнитный усилитель состоит из двух одинаковых реакторов, имеет две рабочие обмотки, размещенные на двух замкнутых шихтованных магнитопроводах, а также одну или несколько обмоток управления. Рабочие обмотки могут быть соединены последовательно или параллельно. Обмотки управления соединяют так, чтобы э. д. с, индуцируемые в иих основной составляющей переменного тока, были противоположны по фазе и взаимно компенсировались.
Наличие нескольких обмоток управления позволяет изменять выходное напряжение и ток нагрузки в зависимости от различных факторов В ряде случаев требуется, чтобы ток нагрузки изменялся различным образом в зависимости от полярности сигнала управления. Для этого в магнитном усилителе создают начальное подмагничивание специальной обмоткой смещения, обтекаемой постоянным током. Обмотки смещения и управления охватывают стержни двух магнитопрово-дов.
|
|
Параметры магнитного усилителя выбирают так, чтобы амплитуда потока Фт = Um/(2-4,44 fwp) была меньше потока насыщения Фнас, а коэффициент усиления мощности кму = ΔРвых /ΔРвх был возможно более постоянным, т. е чтобы кму ≈ ΔРвых /ΔРвх = const (здесь w — число витков рабочей обмотки; f — частота питающего напряжения; Um — амплитуда напряжения; ΔРвых — изменение вы ходной мощности переменного тока; ΔРвх — изменение входной мощности постоянного тока).
Для косвенных измерений постоянного тока, пропорционального токам якорей и токам возбуждения тяговых двигателей, применяют специальные индукционные датчики тока, называемые трансформаторами постоянного тока (ТПТ); они одновременно отделяют измерительную цепь от силовой. Принцип действия ТПТ основан на использовании измерения индуктивного сопротивления катушки со стальным сердечником при подмагничивании его постоянным током Конструктивно ТПТ (рис. 127, а и б)
представляет собой управляемый реактор, первичная обмотка / которого — латунный стержень или медная шина проходит через два одинаковых тороидальных сердечника 4 и 5, выполненных из листовой стали ЭЗЗО с характеристикой намагничивания, близкой к прямоугольной. Латунный стержень включен последовательно в цепь якоря или в цепь обмотки возбуждения тягового двигателя.
|
|
Вторичные обмотки 2 и 3 через нагрузочный резистор R подключены к обмотке трансформатора Т напряжением 127 В. Они имеют одинаковое число витков (на электровозе ВЛ80Т— 1200 витков из про-
вода диаметром 0,55 мм с эмалевой изоляцией) и соединены последовательно и встречно, чтобы по возможности исключить влияние магнитных потоков рассеяния, которые могли бы нарушить пропорциональность токов I1 и i 2. При отсутствии тока в обмотке Iобмотки 2 и 3 имеют большое индуктивное сопротивление и малый намагничивающий ток i2 (рис. 127, в). При увеличении тока в обмотке I (см. рис. 127, а, б и в) сердечники 4 и 5 подмагничиваются, индуктивное сопротивление обмоток 2 и 3 уменьшается и в их цепи возникает ток i2 практически прямоугольной формы. Он меньше тока I1 в отношении, равном коэффициенту k = ώ2/ώ1.
Ток i 2 изменяется пропорционально току I1, на нагрузочном резисторе R появляется напряжение, которое также прям» пропорционально току I1. Напряжение с резистора R выпрямляется мостом UZ и подается с него на измерительный прибор или на соответствующий блок автоматики.
Для защиты от коммутационных перенапряжений каждая из обмоток 2 и 3 шунтируется резистором сопротивления 3,3 кОм. Трансформатор постоянного тока и защитные резисторы установлены на гетинаксовой панели, конструктивно объединены в один самостоятельный узел с естественным воздушным охлаждением.