Уход в подполье

Большинство наших читателей, наверное, знает, что такое административный ресурс (АР) на российских выборах. Главное, что это многоступенчатая схема отнюдь не демократического и чаще всего незаконного влияния на исход голосования, причем скрытого «от посторонних глаз» и порождающего совершенно неожиданные для непосвященного наблюдателя результаты.

Например, безусловный лидер предвыборной гонки, широко «раскрученный», всем известный и популярный политик внезапно проигрывает некой неприметной «серой личности», которую, вроде бы, никто и не знает. Причем проигрывает не просто, а с гигантским разрывом; хотя опросы избирателей показывают, что за «победителя» вроде бы почти никто и не голосовал, это не мешает ему быть избранным.

Механизмы истинного действия АР так и не обнаружены (по крайней мере, так считается «официально»), причем его эффективность отнюдь не снижается от присутствия десятков наблюдателей на каждом избирательном участке, тщательного контроля процесса подсчета бюллетеней и иных попыток «навести порядок». Но самое неприятное – АР полностью исключает влияние на исход выборов любых PR-технологий, вложенных в агитацию денег и вообще всех факторов, которые с точки зрения логики должны бы вести кандидата к победе; таким образом власть создает «эффект ледяного душа», отбивает у «ненужных людей» желание вмешиваться в политические игры и «ставит на место» «зарвавшихся» представителей капитала и «обнаглевших пиарщиков». Примерно с 1997 г. применение АР стало определять исход выборов на систематической основе.

После замены НТ административным ресурсом,недоступным более ни одному из конкурентов, последовал «период насыщенного кошмара» – серия первых выборов с массированным применением АР, когда его возможности еще не были известны в полной мере и заказчики целиком полагались на НТ... Следствием был вал сокрушительных поражений кандидатов, противостоящих «партии власти» и опирающихся на «силу PR».А объяснять поражение с гигантским разрывом, да еще когда победителем оказывается какое-нибудь «неприметное нечто», постоянному заказчику, выделившему на кампанию весь затребованный «пиарщиками» бюджет и неукоснительно соблюдавшему каждый совет имиджмейкеров, – дело крайне неблагодарное и болезненное... Оказалось, нужно было совсем немного, чтобы потенциальные заказчики НТ уверились в непобедимостиАР и в том, что PR-технологии попросту «изжили себя».

За этим последовала потеря массы заказчиков на выборы из-за уверенности, что «все решит только административный ресурс», и, что еще хуже, – утрата доверия со стороны многих постоянных клиентов, обслуживание которых давало НТ-специалистам основной доход. Кому нужно «секретное оружие», которое заведомо не действует и однозначно не является самым сильным?.. На этом фоне в определенных кругах получил распространение миф о «пиарщиках» как о «бесполезных людях, просто вытягивающих деньги; начали расползаться слухи о том, как «пиарщики» «кидают» даже своих постоянных клиентов...

«Наиболее здравые и практичные» из НТ-специалистов вынуждены были признать факт непобедимости АР и то, что из-за административного вмешательства отрасль избирательных технологий стала бесперспективной и «умирающей», а также заявить о своем принципиальном отходе от участия в выборах, чтобы хоть немного «спасти лицо»... Определенная часть ушла в «придворный» и «парадный PR»и заняла там достаточно весомые позиции благодаря более высокому начальному потенциалу, чем у операторов, работавших только в этой отрасли; кое-кто переименовалсвои агентства в «рекламные» и, соответственно, изменил профиль деятельности, а «самые упорные» и «наиболее удачливые» продолжали заниматься персональным PR-консультированием оставшихся клиентов, углубились в российский вариант имиджмейкинга или брендинга либо занялись развитием новых направлений PR,не имеющих отношения к политике. Хотя остались и «наивные идеалисты», продолжавшие утверждать, что PRспособен решить любые проблемы даже в условиях АР и что технологии, позволяющие справиться с АР, могут быть разработаны в самое ближайшее время.

Для того чтобы окончательно «расправиться» с остатками независимых НТ, определенные околовластные круги предприняли новое «массированное наступление», используя в качестве инструмента лучших «придворных и парадных пиарщиков», в том числе и тех, кто ранее сам имел отношение к НТ. Так появилась настойчиво навязываемая общественному мнению легенда о «черном пиаре» и «черных пиарщиках», на которых «свалили» весь негатив, накопившийся у среднего обывателя по отношению к выборам...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: