НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ И ЭВОЛЮЦИИ НТ
Негативные технологии и позитивные результаты?
Роль и значение НТ трудно переоценить, если воспринимать их без эмоций и постараться понять. Ведь не зря считается, что понять – значит простить. Так и здесь: на фоне реальной пользы от НТ их надуманный «цинизм» и «безнравственность» отходят на самый дальний план.
И не напрасно профессионалы в этой области утверждают: если кто-то, вместо того чтобы просто физически устранить конкурента, обращается к услугам РR-консультанта, значит, мы работаем не напрасно, сохраняя жизнь человеку.
То, что конкурентная борьба переходит от физического устранения, криминальных «разборок» и административного давления к PR-кампаниям, – значимый признак развития цивилизованных рыночных отношений, отхода от понятий и законов «пещерного рынка». Немаловажно и то, что НТ дают возможность добиваться результатов, «не вынося сор из избы», а также некоторую «страховку», позволяющую спокойно заниматься своим делом, не отвлекаясь на отражение мелких нападок и «умасливание» того или иного чиновника. Как ни парадоксально, но именно благодаря негативному PRмногие предприятия приобретают недостающую им стабильность, средства продвижения становятся более профессиональными, обеспечивается экономия немалых сумм...
|
|
Не станем утомлять читателя «историческими экскурсами», обилием никому не нужных дат и цитат – просто постараемся ответить на вопрос, откуда и почему появилось такое явление, как НТ, как оно развивалось и как достигло своего нынешнего состояния. Тем более что правду в данном случае говорить обычно не принято.
Самое распространенное мнение – что так называемый черный PRзавезли в перестроечный СССР вместе с другими «продуктами капиталистической системы», практически одновременно со «сникерсами», «твиксами» и «демократическими свободами». В подтверждение этой версии по сей день ходят легенды о неких «черных пиарщиках», прошедших спецподготовку в Соединенных Штатах и «способных на все», а некоторые представители оппозиционных партий упоминают об этом в рамках своих рассуждений о «планах ЦРУ по развалу СССР и разрушению социалистических ценностей».
Но, увы, – ничего подобного. Хотя бы потому, что сегодня общепризнанно: самый мощный негативный PR– российский. При всем уважении к американской демократии до наших манипуляций американцам далеко, да и не действует у нас большинство PR-технологий, разработанных для влияния на них – сытых, благополучных, пресыщенных материальными благами, озабоченных такими «проблемами», которые вряд ли будут волновать бывших граждан СССР в ближайшие десятилетия, и потрясающе наивных, с нашей точки зрения. Но если источник НТ не «тлетворный Запад», то кто же?..
|
|
Каждый, кто хоть немного интересуется историей, может обнаружить, что возникновение НТ относится к глубокой древности и связано отнюдь не с предполагаемым периодом зарождения отрасли PRи появлением «социальной ответственности бизнеса»: во времена, когда первые НТ начали интенсивно применяться, понятия «бизнес» в его нынешнем значении не существовало.
Главным заказчиком негативного PRизначально выступала, конечно же, власть во всех ее проявлениях (племенные вожди, старейшины, феодалы), именно ей было выгодно формирование негативных образов, внедряемых в общественное сознание. Но какой тогда мог быть PR?О какой борьбе идеализированных образов могла идти речь, если коммуникация строилась большей частью на личном контакте: крестьянин при большом желании мог пробиться с челобитной к самому царю, не говоря уже о совсем «седой глубине веков», когда в старейшины или военные вожди можно было выбиться из самых низов, а сословная структура еще даже не была сформирована?
Но, как ни странно, начиналось все именно из «глубины веков», и первым образом из разряда негативного PR,который был сформирован, а затем использовался практически повсеместно, стал собирательный «образ врага». Интересно, что эта имиджевая характеристика существует и в сегодняшнем PR,ею оправдывают неудачи и просчеты руководителей, создают иллюзии «благородной борьбы», формируют политические и корпоративные идеологии, но даже сами специалисты, использующие ее, не задумываются, сколько этой разработке лет и кого следует благодарить за ее появление. Для чего же был нужен «образ врага» раньше и почему требовался именно отвлеченный образ, когда все вопросы решались намного проще, чем сейчас, а даже человеческая жизнь стоила ничтожно мало?
Да практически для тех же целей, что и сегодня: в первую очередь для оправдания неудач власти и объяснения того, почему с некоторыми проблемами она справиться не в состоянии. Следует признать, что данный образ использовался весьма эффективно.
К примеру, виновниками неурожая можно было объявить иноверцев или прокаженных; причиной военного поражения могли стать потусторонние силы, которые кто-то обидел; очередную эпидемию якобы вызывали люди, редко посещающие церковь...
Использование «образа врага» переключало накопившуюся в обществе агрессию, отвлекало внимание от собственных проблем, концентрируя внимание на внезапно появившемся «внешнем враге» (который, возможно, и не представлял никакой опасности). Реальные «причины» и предлоги большинства военных конфликтов, даже самых затяжных, могут показаться не поддающимися никакой логике, тем не менее, народ удавалось убедить в том, что виной всех бедствий является благоденствующий сосед, и этого соседа ненавидели, шли громить его, не сомневаясь, что идет «борьба за правое дело».
Конечно, технологические решения, с помощью которых продвигались первые «пиаровские» образы, оставляли желать лучшего на современный взгляд. Но и аудитория была весьма невзыскательная, еще не избалованная коммуникационными «вывертами и наворотами», гораздо более открытая и доверчивая, к тому же очень мало информированная.
Именно с помощью НТ и того же «образа врага» развивалось большинство мировых религий, причем не только борясь с «ересью» и занимаясь «охотой на ведьм», но и манипулируя сознанием обывателя, рисуя жуткие перспективы в случае неприятия настойчиво предлагаемой веры.
Поистине выдающимся «пиаровским ходом» можно считать формирование сопутствующих образов «адских мук» и «райского блаженства», в самых различных вариациях: добавленные к «образу врага», они нередко позволяли полностью захватить контроль над господствующим мировоззрением, манипулировать субъектами общества практически в любом направлении.
|
|
Следует отметить, что при этом сохранялась и традиционная функция НТ: с их помощью представители той или иной господствующей церкви успешно объясняли всевозможные «нестыковки» и «сомнительные моменты», истолковывали «первопричины» стихийных бедствий, обрушивающихся на народы вне зависимости от их религиозности. С ростом своего влияния религии интенсивно использовали НТ и для воздействия на политическую ситуацию, манипулирования представителями светских властей (чего стоила только постоянная угроза «отлучения от церкви»!).
Наконец, в немалой степени с помощью НТ закладывались и основы государственности – ведь объединение народов происходило, как правило, тоже для противодействия «общему врагу». Только негативный PR,предельно ярко обозначающий «общие проблемы» (как реальные, так и несуществующие), постоянно и интенсивно использующий пресловутый «образ врага», мог создать стимулы для формирования крупных государственных образований, признания легитимности наследственной власти, сословного разделения общества.
Тот же «образ врага» использовался и для формирования «имперского комплекса», идей о превосходстве одной нации или религии над другой, подготовки завоевательных войн. Первобытные PR-технологии толкали общество на религиозные конфликты, крестовые походы, восстания, перевороты, великие географические открытия. По сути, буквально каждое более или менее значимое событие в истории человечества в какой-то мере было связано с НТ, его по праву можно считать одним из «движителей прогресса». Даже позитивные образы, которые иногда тоже формировались (в том числе и для различных «харизматических лидеров», «пророков» и «спасителей нации»), были лишь вторичны: каждый, каким бы «добрым и светлым» он ни был, создавался с помощью средств тех же НТ, чаще всего путем противопоставления изначальному «образу врага».
|
|
Единственно, чего не хватало выдающимся PR-технологам прошлого – единого наименования профессии, но это отнюдь не мешало им блестяще использовать НТ, называясь «учеными богословами», «советниками», «наставниками», «толкователями писания» и даже вообще никак не называясь. Не лучшее ли подтверждение преемственности в PR и их профессионализма то, что имена подавляющего большинства талантливых НТ-специалистов прошлого вообще не дошли до нас? Как и их современные коллеги, они были обречены оставаться в тени своих «клиентов» и не озвучивать авторство удачнейших проектов. Зато результаты их PR-проектов навсегда вписаны в мировую историю, это ли не наивысшее признание для профессионала?
С эпохой Великих географических открытий у НТ появился новый полигон. С их помощью европейцы воздействовали уже на другие, «вновь открытые» народы, пытаясь разрушить их систему ценностей и навязать свою. Именно в этот период зародились некоторые из простейших НТ, применяемые и по сей день, – прежде всего «дискредитация образов», связанная с использованием «компроматов». Простейшие «компроматы» были использованы отнюдь не на выборах или в бизнесе, а в религиозной сфере: с помощью «компрометирующих данных» европейцы убеждали аборигенов в несостоятельности их богов и духов, их слабости по сравнению с «Богом белого человека». В качестве «компромата» использовался даже тот факт, что туземные боги оказались не в состоянии защитить свои народы от завоевания и притеснений.
Впрочем, и аборигены не оставались в долгу – что начисто опровергает теорию об исключительно европейском происхождении PR. Используемые ими НТ сегодня, скорее всего, назвали бы «прессингом» и «простыми манипуляциями»: чего стоят знаменитые легендыо проклятиях и бедствиях, которые падут на голову расхитителей сокровищ, скрытых в древних захоронениях, или сильные негативные образы, связанные с туземными суевериями!
Колониальные войны снова повысили востребованность «образа врага», а пиком результативности НТ стало революционное движение, и в первую очередь Французская революция; столь живучая теория о том, что она зародилась в итоге «грандиозной манипуляции, спровоцированной масонами с помощью неких особых средств», чуть ли не магических, не лишена оснований: PR и были этими «особыми средствами», только теперь – с более развитой технологической базой, активным использованием всех каналов неформальной коммуникации, особенно слухов и даже с воздействием через появившиеся к тому времени СМИ.
Итак, первые НТ были интернациональными и находились преимущественно под контролем властей – как светских, так и религиозных, либо отдельных замкнутых элитных групп вроде масонов. Широко использовались они и в борьбе между различными элитами, во всевозможных переделах сфер влияния: например, в освободительных войнах с помощью НТ национальные элиты боролись с захватчиками, внедряя в общественное сознание гипертрофированный «образ врага» – отсюда, кстати, и распространенные «легенды» о колониальных оккупантах (преимущественно европейцах). Именно с помощью НТ заинтересованным элитным группам удавалось представить захватчиков чуть ли не «пожирателями детей», «людоедами», «растлителями малолетних» и т.п. Опираясь на НТ, светские власти в разное время и в разных государствах отвоевывали свою независимость от церкви, причем опять же дискредитируя ее представителей с помощью самых заурядных «компроматов», создавая собирательные образы властолюбивых священнослужителей, погрязших в разврате, чревоугодии, стремлении к наживе.
Люди, владеющие НТ, нередко находились рядом с выдающимися историческими деятелями (возможно, без этого те и не стали бы «выдающимися»); именно они задолго до «официального рождения» PRстали прообразами нынешних личных имиджмейкеров и штатных PR-консультантов. В каком-то виде существовал и «независимый консалтинг»: в истории любого народа немало упоминаний о том, как правители и крупные государственные деятели по непонятным причинам приближали к себе «проходимцев», «случайных людей», оказывающих на них «необъяснимое влияние». Вполне естественно, что для обывателя того времени подобное влияние было именно «необъяснимым», совершенно недоступным его пониманию, ведь и по сей день многое в работе PR-специалистов выходит за рамки обывательского восприятия.
В то же время профессия «негативного пиарщика» изначально относилась к разряду «элитных» (что, опять же, сохранилось и сегодня), иначе быть просто не могло: ведь в качестве заказчика НТ выступали только самые влиятельные элитные группы. Сословное разделение общества сказывалось и здесь: как правило, в области НТ могли специализироваться только представители высших сословий, достаточно образованные, информированные и «незакомплексованные», привыкшие игнорировать общепринятые предрассудки или «подгонять их под себя». Большинство НТ-специалистов относились к аристократии, причем нередко получали всю необходимую для этого «родовую атрибутику» за профессиональные заслуги, в качестве своеобразного «гонорара». Кстати, «заоблачные гонорары», получаемые «пиарщиками», – отнюдь не новое явление, а скорее многовековая традиция, с той лишь разницей, что раньше в качестве оплаты за услуги в области НТ заказчик мог дарить консультанту имения, титулы, наложниц, драгоценности, раритеты и т.д.
Почему мы не говорим отдельно о России? Наверное, потому, что до определенного момента развитие НТ во всем мире шло по сходным принципам и национальная специфика сказывалась на них лишь в отдельных мелких деталях. Хотя можно много сказать о грандиозных PR-проектах времен Ивана Грозного, связанных с опричниной; об НТ, которые применялись в период раскола православной церкви в рамках борьбы элит того времени; о блестящем использовании «образа врага» при реформах Петра Первого и Екатерины Второй; наконец, об использовании НТ в ходе революционного движения, которое тоже можно расценить как борьбу элит – только на этот раз интеллектуальная элита пыталась вытеснить с политической арены элиту сословную... Но все это – материал для отдельной книги; мы же говорим не о частностях, а о ключевых тенденциях.