Области применения тестов способностей.
Тема 1 Психологическая диагностика способностей
Раздел 5
Цель: Создать условия для изучения основных понятий, принципов и методов диагностики способностей.
Основные понятия: способности, общие способности, специальные способности
Установка к занятиям [23, 36, 44, 8, 14, 17, 10, 2].
1) Профессиональная ориентация и консультация.
Психодиагностика способностей способствует выбору наиболее подходящих возможностям и склонностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей. Это влияет на формирование профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом.
2) Производственное обучение.
3) Ранняя диагностика одаренности детей, выявление у них творческих, музыкальных, художественных и других способностей.
4) Разработка рекомендаций по развитию способностей.
5) Контроль за подготовкой кадров в промышленности и системе профтехобразования.
6) Контроль за формированием индивидуализированной структуры способностей, которое интенсивно протекает в период школьного обучения и освоения профессии.
|
|
7) Профотбор и размещение кадров по рабочим местам. Традиционное применение – использование для прогнозирования будущей успешности претендентов при выборе определенной профессии.
Область психологии способностей – это раздел психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
Список проблем, которые стали основой психологии способностей как научной отрасли.
· Развитие способностей и их детерминанты.
· Взаимосвязь специальных способностей и общих.
· Создание методов измерения способностей.
· Роль социальных условий в развитии способностей.
«Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности» [Шмелёв А.Т., цит. по: 14, С. 60].
Основные черты способностей отличают одного человека от другого; имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; не сводимы к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения (по Б.М. Теплову). Чем больше у человека развита способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективнее легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.
Принято выделять общие и специальные способности.
Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности, т.е. предполагают общее интеллектуальное развитие человека.
|
|
Люди отличаются друг от друга различной способностью отражать окружающую среду, оперировать полученной информацией, видеть в ней и вскрывать связи и отношения между предметами и явлениями, предвидеть последствия своих действий, запоминать события и т.п. Эти и другие способности, связанные с познанием мира, были объединены в психологии понятием “интеллект”, которое является одним из центральных в психологическом тестировании. Разные авторы по-разному определяют этот конструкт.
Обобщая определения, можно признать, что «интеллект – это описательный конструкт, введенный психологами для обозначения способности человека эффективно и рационально функционировать в определенной культуре» [14, С. 62].
Важным вопросом проблемы интеллекта, который принципиально влияет на его измерение, является вопрос о структуре интеллекта. В факторных моделях интеллекта полагается, что интеллект дан исследователю через множество проявлений в поведении при решении жизненных задач; интеллект является латентным свойством некоторой психической структуры («функциональной системы»), которое может быть «измерено» на основе его проявления в поведении.
Классификация факторных моделей интеллекта
Априорные (источник модели – умозрение, затем проверка) | Апостериорные (источник модели – эмпирические данные) | |
Пространственные одноуровневые (независимые факторы) | Д.Гилфорд | Л. Терстоун |
Иерархические многоуровневые (на верхнем уровне - фактор общей умственной энергии, на втором – его производные) | Ф. Вернон Д. Векслер | Ч. Спирмен |