double arrow

Методики диагностики способностей. Краткая характеристика основных тестов общих способностей

Психологическая диагностика способностей – одна из самых популярных в нашей стране область психологии.

Психодиагностика способностей осуществляется с помощью тестов интеллекта и тестов специальных способностей.

Виды тестов для измерения интеллекта:

1. вербальные и невербальные;

2. индивидуальные и групповые;

3. тесты интеллекта для специфических популяций (А.Анастази): для обследования младенцев, лиц с физическими недостатками и людей, принадлежащих к разным культурам;

4. тесты, в которых используется суммарная оценка выполнения разных видов заданий, и тесты, в которых интеллект предстаёт в виде успешности выполнения отдельных, не связанных друг с другом заданий.

5. тесты «скорости» (жёсткий лимит времени; показатель успешности – число правильно решённых заданий; уровень сложности заданий 0,5, т.е. задание решает половина выборки) и тесты «уровня» (показатель успешности – уровень сложности решения тестовых заданий).

Достоинства и недостатки методик диагностики общих способностей

Достоинства Недостатки
Простота применения Неотчетливость содержательного наполнения, что затрудняет планирование коррекционно-развивающей работы
Легкость обработки
Наглядность представления результатов
Высокие показатели надежности
Минимальное влияние психодиагноста на результат обследования

Краткая характеристика основных тестов общих способностей

Название теста Аннотация
Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера Существующие формы (модификации) – 1939 г. – шкала Векслера - Бельвью для диагностики интеллекта людей в возрасте от 7 до 69 лет. Введено понятие возрастной нормы Варианты теста Д. Векслера: шкала интеллекта для детей 6,5 – 16,5 (WISC в 1950 г., WISC - R в 1974), шкала интеллекта для взрослых16-64 лет (WAIS в 1955 г, WAIS- R в 1981 г.), шкала интеллекта для детей 4–6,5 лет (WPPSI) В России адаптированы WAIS и WISC Первая адаптация WAIS в 1956 г. (Психоневрологический научно-исследовательский институт им. В.М. Бехтерева) Последняя адаптация WAIS в 1991 г. (Санкт-Петербургский гос. Университет) Адаптация WISC в 1973 г. (А.Ю. Панасюк), в 1992 г. Ю. Филимоненко и В. Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера» Теоретическое основание – иерархическая модель интеллекта Векслера. Диагностика общего интеллекта и его составляющих: вербальный и невербальный. При конструировании шкал Д. Векслер исходил из стремления отразить в заданиях теста не только интеллектуальные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления интеллекта Индивидуальный тест Шкалы – WAIS- 11 субтестов: 6 вербальных (общая осведомленность, понятливость, арифметический, сходство, повторение цифр, словарный запас), и 5 невербальных: · шифровка цифр (зрительно-моторная скорость) · недостающие детали (зрительная наблюдательность и способность выявить существенные признаки) · конструирование блоков или «кубики Косса» (двигательная координация и визуальный синтез) · последовательные картинки (способность к организации целого из частей, понимание ситуации) · сборка объекта или составление фигур (способность к синтезу целого из деталей) Вербальная шкала тесно коррелирует с общей культурой и академической успеваемостью. Невербальная шкала диагностирует не только знания, но и способность к моторно-перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира WISC – R – 12 субтестов. Вербальные и невербальные субтесты чередуются. 3 групповых фактора: общее вербальное понимание; восприятие пространства; «память». Используется в дефектологической и патопсихологической диагностике. Например, при дифференцировке умственной отсталости и ЗПР. WPPSI– 11 субтестов (10 – основных, 1 - дополнительный) 8 субтестов – облегчённые и адаптированные варианты WISC, 3 субтеста разработаны заново: «Предложения», «Дом животного», «Геометрические схемы» (копирование чертежей с помощью цветного карандаша) Процедура обработки: 1) подсчет первичных баллов по каждому из применявшихся вербальных и невербальных субтестов 2) перевод “сырых показателей” в стандартные 3) графическое отображение полученных данных 4) определение IQ 5) расчёт дополнительных индексов По данным диагностических исследований: невербальный интеллект является комплексным образованием, развитие которого определяется преимущественно опытом испытуемого по взаимодействию с окружением. Общий интеллект (а также вербальный) в большей мере связан с наследственными и биологическими факторами (например, травматизацией при родах). Надёжность WAIS - 0,97. Корреляция с успеваемостью и результатами по вербальной шкале 0,4-0,5
Тесты структуры интеллекта Практически все основаны на модели структуры интеллекта Л. Терстоуна или на различных модификациях этой модели. Все тесты являются скоростными. Относят к групповым тестам. Большинство тестов явно или неявно диагностируют общий интеллект (G – фактор по Спирмену) и основные групповые факторы: пространственный, числовой и вербальный Примеры: · аналог ТСИ – «Психологические профили» - тест интеллекта, разработанный Г.И. Россолимо · тест Р.Амтхауэра · DAT · GATB
GATB The General Aptitude Test Battery Существующие формы (модификации) – батареи для определённых групп профессий (SATB, NATB и др.) В нашей стране адаптирован немецкоязычный аналог (тестовая батарея BET) сотрудниками ЛГУ В.К. Гайдой, О.С. Дейнекой, Н.Н. Ивановой, Е.С. Алёшиной. Для целей профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии и в государственных учреждениях. «Система профессиональных способностей» (ОАР) разработана для нескольких десятков профессий Шкалы – 10 субтестов, поздняя версия - 12 субтестов Факторы и субтесты: 1) G – общие способности к обучению, 3 субтеста: словарный, арифметический, восприятие трёхмерного пространства; 2) U – вербальные способности; 2 субтеста: «арифметические задачи», «арифметические упражнения»; 3) N – числовые способности; 4) S –пространственные способности; 5) P – восприятие формы; 6) Q - скорость восприятия; 7) К – двигательная координация; 2 субтеста «психомоторной ловкости»; 8) F – пальцевая моторика; 2 субтеста на пальцевую подвижность; 9) M – ручная моторика. Надёжность: 0,9 Внешняя валидность: 0,6 для большинства профессий Нормы получены на выборке 4000 рабочих и служащих США
Название теста Аннотация
Прогрессивные матрицы Равенна 1936г. (совместно с Л. Пенроузом) Существующие формы (модификации) – черно-белый вариант для детей и подростков от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 65 лет; цветной вариант для детей 5–11 лет; для лиц с высокими интеллектуальными достижениями. Теоретическое основание – теория интеллекта С. Спирмена и развиваемая гештальтпсихологией теория восприятия форм. Изучение интеллекта с помощью выявления отношений между абстрактными фигурами Шкалы – 1 вариант: 3 серии по 12 матриц; 2 вариант: 5 серий по 12 матриц, содержащих задания нарастающей трудности. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6–8 предложенных вариантов. Материал – абстрактные геометрические фигуры с рисунком, организованным по определённому закону. Серия А – дополнить недостающую часть изображения Серия В – найти аналогии между парами фигур Серия С – определить принцип изменения фигур по вертикали и горизонтали Серия D - определить закономерность перестановки фигур по горизонтали и вертикали Серия E – анализ фигур основного изображения и составления недостающей фигуры по частям. Процедура обработки: 1) подсчитывается общество число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям (индекс интеллектуальной силы, умственной производительности) 2) полученный показатель сравнивается со среднестатистическим, учитывается разница между результатами, полученными в каждой серии и контрольными 3) суммарный показатель по специальной таблице переводится в % 4) перевод полученного суммарного балла в интеллектуальный коэффициент (IQ) Вычисляется «индекс вариабельности» - характеризует достоверность результата. Количество вопросов (заданий) – 36 и 60 таблиц Надёжность: 0,7 до 0,89 Средняя трудность заданий: 0,32 Корреляция с успеваемостью: 0,72 Корреляция с результатом по тесту Векслера: 0,7-0,74 Тест является информационно избыточным. Почти половина заданий являются лёгкими.
Название теста Аннотация
ШТУР Школьный тест умственного развития Существующие формы (модификации) – предназначен для измерения интеллектуального развития учащихся 7–9 классов; имеется модификация АСТУР для абитуриентов и старшеклассников Разработан М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Г. Захаркиным, В.Т. Козловым, Г.П. Логиновым под руководством К.М. Гуревича Теоретическое основание – психическое развитие происходит под воздействием системы требований, которые предъявляет общество к каждому своему члену. Тест составлен на основе анализа учебных программ и учебников, беседы с учителями-предметниками Шкалы – 6 субтестов: осведомленность (два субтеста), аналогии, классификация, обобщение, закономерности числовых рядов Процедура обработки: 1) определение общего балла по всем субтестам 2) построение индивидуального тестового профиля

4. Краткая характеристика основных тестов специальных способностей.

Вид Области применения Цель Примеры тестов
Тесты на моторные способ-ности В профотборе и спорте Изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически – моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия. Моторные способности: точность выполнения движений; ответная реакция; координация; время реакции; скорость движения руки; ручная ловкость – ловкость пальцев, твердость руки, скорость движения запястья и пальцев Тест ловкости пальцев О′ Коннора; Тест ловкости Стромберга; Тест ручной ловкости Пурдье; Миннесотский тест скорости манипулирования; Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда
Тесты на сенсорные способности Клини-ческое тестирование, Отбор военно-го и промы-шлен-ного персо-нала В основном созданы для изучения зрения и слуха Для изучения визуальных способностей применяются тесты на измерение остроты зрения, различительной чувствительности, цветоразличения, восприятия глубины и мышечного баланса глаз Для изучения слухового восприятия используются тесты на диагностику остроты слуха, выделения сигналов из фона, наполненного шумами, адекватной реакции на звуки повышенной громкости, на различение громкости, тембра, высоты звука. Таблица Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине Тест Орто-Рейтера Тест музыкальной одарённости Сишора Массачусетский тест слухового восприятия
Тесты техни-ческих способ-ностей Проф-отбор Способности, проявляющиеся в работе с оборудованием или его частями. В целом рассматриваются как общие умственные способности. Эти тесты измеряют уровень достигнутой субъектом технической осведомлённости, знаний в области техники, накопленного опыта работы с техническим оборудованием Тест Беннета
Профес-сионализиро-ванные тесты (Тесты контор-ских проб) Проф-отбор Диагностика качеств: аккуратность, скорость восприятия информации, речь, информированность в своей области, исполнительность Миннесотский конторский тест

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: