Диагностическая проба
Цели: определение уровня способности держать равновесие, передвигаться по/через препятствия высотой 3-7 см.; определение умения прыгать с высоты 15-20 см;
Оборудование: дорожка из бревнышек (или др. заместителей) высотой приблизительно около 5 см, расположенных на расстоянии друг от друга приблизительно 30-40 см; скамейка высотой 15-20 см; стульчики (10-15 см) на расстоянии 50-60 см.; тоннель высотой 50 см и длиной 1 м.
Процедура проведения обследования: в большой оборудованной комнатеэкспериментатор предлагает ребенку отправиться в «путешествие». Если ребенок справляется сам, то взрослый только наблюдает за его передвижениями; при необходимости оказывает поддержку.
Параметры | Степени овладения параметрами: | Баллы |
Умение сохранять равновесие при ходьбе | Отсутствует: Ребенок не проявляет никакой активности, отказывается выполнять упражнения, плохо сохраняя равновесие. | |
Минимальная степень овладения: Ребенок ходит с широко расставленными ногами, двигается вперед, не отрывая ног от пола. | ||
Недостаточная степень овладения: У ребенка сохраняется напряженная походка, не держит правильную осанку: выставляет вперед подбородок, сутулиться. | ||
Максимальная степень: Ребенок сохраняет равновесие даже при движении по скамейке на высоте 20 см; двигается с удовольствием, сохраняя правильную осанку. | ||
Умение сохранять равновесие при движении через препятствия | Отсутствует: Ребенок не может подняться на бревнышко; | |
Минимальная степень овладения: Ребенок теряет равновесие, проходит приставным шагом; необходима поддержка за руку; | ||
Недостаточная степень овладения: Ребенок понимается/спускается, не теряя равновесия; но, приставным шагом, перенося вес постепенно. | ||
Максимальная степень: Ребенок встает/спускается не теряя равновесия, без посторонней помощи, чередует шаг, сохраняя равновесие, перемещая центр тяжести. | ||
Умение прыгать с высоты 15-20 см. | Отсутствует: | |
Минимальная степень овладения: Ребенок сгибает ноги в конях, но не отталкивается ногами, фактически шагая вниз | ||
Недостаточная степень овладения: Прыгает с поддержкой, не сгибая ноги в коленях, отталкиваясь от поверхности. Приземляется на прямых ногах. | ||
Максимальная степень: Ребенок прыгает, сгибая колени, двумя ногами. Приземляется, согнув колени, затем распрямляя. |
Расчет степени овладения параметром в баллах:
|
|
1. Степень овладения умением сохранять равновесие при ходьбе:
3 балла – максимальная степень;
2 балла – недостаточная степень овладения;
1 балл – минимальная степень;
|
|
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
2. Степень овладения умением сохранять равновесие при движении через препятствия:
3 балла – максимальная степень;
2 балла – недостаточная степень овладения;
1 балл – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
3. Степень овладения умением прыгать с высоты 15-20 см:
3 балла – максимальная степень;
2 балла – недостаточная степень овладения;
1 балл – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
Уровни развития общей моторики ребенка в баллах:
8 – 9 балл – высокий уровень
5 – 7 баллов – средний уровень
2 – 4 баллов – низкий уровень
0 – 1 балл – очень низкий, уровень не определяется.
Обследование тонкой моторики рук ребенка основывается на понимание того, что — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. [2]
· Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.
· Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык из разряда обсуждаемых.
· Навыки тонкой моторики позволяют ребенку выразить себя через творчество — игру, пластику.
· Навыки тонкой моторики способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.
В методике констатирующего эксперимента используются для регистрации два параметра, по которым оценивается уровень владения тонкой моторикой пальцев рук.
Умение хватать. Это умение требует хорошей зрительно-моторной координации, то есть скоординированной работы мелких мышц руки и глаза. Умение хватать имеет большое значение для участия в играх, ведь, играя, дети обычно берут в руки то одну, то другую игрушку.
Умение складывать предметы в емкость с маленьким диаметром. Овладение умение класть или ставить предметы намеренно станет важным шагом вперед в развитии способности малыша управлять собственными руками. Умение класть предмет в строго определенное место характеризует зрительно-моторную координацию ребенка.