double arrow

Шкалы оценки параметров процессуальной игры ребенка двух-трех лет

Параметры Показатели параметров Степени овладения параметрами: Баллы
Потребность в игре   Инициативность     Отсутствует: ребенок не играет по собственной инициативе даже после показа взрослого после показа взрослого.
Минимальная степень овладения: первые игровые действия совершаются по инициа­тиве взрослого, собственные инициативные действия единичны.
Недостаточная степень: ребенок начинает играть по собственной инициативе, но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого.
Максимальная степень овладения: ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты.
Длительность игры Отсутствие игры: в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается со взрослым другим путем)   поводам и т.д.).
Минимальная степень длительности: большую часть времени ребенок занят предметными манипуляциями, игра занимает менее 5 минут.  
Недостаточная степень: процессуальная игра перемежается манипуляций с предметами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны.
Максимальная степень: большую часть времени ребенок занят процессуаль­ной игрой.  
Характер игровых действий   Вариативность действий Отсутствует: Ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только причесывает куклу).
Минимальная степень овладения: ребенок совершает только 2-3 вида игровых дейст­вий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки).
Недостаточная степень: ребенок опробует 2—3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2-3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее)     .
Максимальная степень овладения: Ребенок постоянно разнообразит игровые действия, каждый раз внося в них элементы новизны, варьируя порядок.
Речевая активность Отсутствует: Ребенок играет молча
Минимальная степень овладения: Ребенок произносит несколько отдельных слов, обращенных к кукле или взрослому
Недостаточная степень: Ребенок по ходу игры обращается к кукле и взрослому более развернутыми фразами   словными высказываниями
Максимальная степень овладения: Ребенок постоянно и развернуто обращается к персонажам игры и взрослому, объясняя смысл и порядок своих действий, планирует их последовательность, комментирует.
Воображение Использование предметов-заместителей Минимальная степень овладения: Ребенок играет только реалистическими игрушками; замещениям взрослого не подражает;
Недостаточная степень: Ребенок предпочитает играть реалистическими игрушками, но иногда использует 1-2 разученных ранее или типичных для данного возраста замещения;
Максимальная степень овладения: Ребенок постоянно включает в игру разнообразные предметы-заместители. Легко заменяет значение одного и того же предмета, придумывает оригинальные замещения.
Принятие инициативы взрослого   Отсутствует: Ребенок не проявляет интереса к игре взрослого, не отвечает на его инициативу, продолжает манипулировать предметами.
Недостаточная степень: Ребенок спокойно или с интересом наблюдает за игрой взрослого, но не присоединяется к ней. После показа совершает несколько подражаний и переходит к манипуляциям с предметами.
Недостаточная степень: Ребенок с интересом наблюдает за игрой взрослого. После показа подражает его действиям
Максимальная степень овладения: Ребенок сразу же с удовольствием присоединяется к игре взрослого, игра становится совместной.

Расчет степени овладения параметром в баллах:






1. Степени овладения параметроминициативность в игре:

5-6 баллов – максимальная степень;

3- 4 балла – недостаточная степень овладения;

1-2 балла – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

2. Степени овладения параметромдлительность игры:

5-6 баллов – максимальная степень;

3- 4 балла – недостаточная степень овладения;

1-2 балла – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

3. Степени овладения параметромвариативность действий в игре:

5-6 баллов – максимальная степень;

3- 4 балла – недостаточная степень овладения;

1-2 балла – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

4. Степени овладения параметромречевая активность в игре:

5-6 баллов – максимальная степень;

3- 4 балла – недостаточная степень овладения;

1-2 балла – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

5. Степени овладения параметром использование предметов-заместителей:

5-6 баллов – максимальная степень;

3- 4 балла – недостаточная степень овладения;

1-2 балла – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

6. Степени овладения параметром принятие инициативы взрослого:

5-6 баллов – максимальная степень;

3- 4 балла – недостаточная степень овладения;

1-2 балла – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

Уровни развития процессуальной игры в баллах:

25 – 36 балл – высокий уровень

15 – 25 баллов – средний уровень

3 – 14 баллов – низкий уровень

0 – 2 балл – очень низкий, уровень не определяется.


[1]М.Питерси, Р.Трилор, Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии: Кн. 4: Навыки общей моторики (пер. с англ. Грозной Н.) Изд. 2-е, Изд.: Ассоциация Даун Синдром, Общегуманитарных исследований Институт, 2001 г.






Сейчас читают про: