III. Диагностика развития процессуальной игры

Шкала оценки сенсорного развития ребенка двух-трех лет

Параметры Степени овладения параметрами: Баллы
Цветовой гнозис Отсутствует: Ребенок не ориентируется в цветах; делает много ошибок при раскладывании  
Минимальная степень овладения: Допускает ошибки, путает 1-2 цвета  
Недостаточная степень овладения: Все шары правильно раскладывает по цветам, но при попытки назвать - путается, допускает ошибки  
Максимальная степень: Правильно определяет и называет все предложенные цвета, иногда может допустить одну-две ошибки.  
Наименование геометрических форм Отсутствует: Не знает названия геометрических фигур  
Минимальная степень овладения: Допускает 2-3 ошибки в определении геометрических фигур по названию;  
Недостаточная степень овладения: Правильно выбирает геометрическую фигуру, допускает ошибки при самостоятельном назывании фигур;  
Максимальная степень: Легко выбирает названную геометрическую фигуру, сам правильно называет основные фигуры  
  Зрительно-пространственная ориентация Отсутствует: Допускает большое количество ошибок при сборе пирамидки, определении большого и маленького кольца;  
Низкий уровень: Показывает большое и маленькое кольцо, собирает пирамидку с 1-2 ошибками;  
Средний уровень: Может правильно собрать пирамидку из 5 частей, но не выкладывает кольца в дорожку  
Высокий уровень: Правильно собирает пирамидку, выкладывает кольца в дорожку от большого к маленькому  

Расчет степени овладения параметром в баллах:

1. Степень овладения параметром цветовой гнозис:

3 балла – максимальная степень;

2 балла – недостаточная степень овладения;

1 балл – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

2. Степень овладения параметром наименования геометрических форм:

3 балла – максимальная степень;

2 балла – недостаточная степень овладения;

1 балл – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

3. Степень овладения параметром зрительно-пространственная ориентация:

3 балла – максимальная степень;

2 балла – недостаточная степень овладения;

1 балл – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

Уровни сенсорного развития ребенка в баллах:

8 – 9 балл – высокий уровень

5 – 7 баллов – средний уровень

2 – 4 баллов – низкий уровень

0 – 1 балл – очень низкий, уровень не определяется.

1. Параметры диагностики потребности в игре с сюжетными игрушками:

­ инициативность в игре;

­ длительность игры;

­ эмоциональное состояние в ходе игры.

2. Оценка степени развития воображения проводится на основе изучения особенностей использования ребенком двух-трех лет предметов-заместителей.

3. Принятие игровой инициативы взрослого.

Проводимое исследование основывается на понимание того, что третий год жизни — время расцвета процессуальной игры детей. Процессуальной игрой называются действия с игрушками, имитиру­ющими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из стихов, песен, мультфильмов и др. (например, готовит куклам еду, кормит, купает их, катает на машинке, стирает белье, строит из кубиков домик). Про­цессуальная игра — необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Потребность в игре с сюжетными игрушками. Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей: 1) инициативность в игре, 2) длительность игры.

Характер игровых действий.

В процессе обследования выделяются следующие показатели данного параметра:

  • вариативность игровых действий, т. е. наличие разнообразных вари­антов действий с предметами. Например, если ребенок 10 раз поднес ложку ко рту куклы, то вариативность равна 1, а если он сначала покормил куклу из тарелки, затем напоил из чашки, а потом уложил в кроватку, то число вариантов действий равно 3);
  • речевая активность ребенка в игре (обращения к персонажам, со­провождение собственных действий высказываниями, объяснение своих действий взрослому, вопросы по ходу игры).

Развитие воображения. Основным показателем данного параметра является использованиеребенком предметов-заместителей.

Проводимое исследование основывается на понимание того, что использование предметов-заместителей - важнейшее приобретение в игровой деятельно­сти детей. Оно чрезвычайно важно для развития наглядно-образного мышления ребенка, его творческих способностей, умения в будущем пользоваться абстрактными знаками и символами. При диагностике этого показателя воображения мы учитываем, что в начале и конце третьего года жизни имеются различия в уровне развития действий за­мещения. В начале третьего года жизни у ребенка, использующего какой-либо предмет вместо другого, не всегда есть четкое представление о том, какой именно предмет он замещает.

Таким образом, в первой половине третьего года жизни действие замещения может опережать его ясное осознание и словесное офор­мление. Дети, у которых хорошо развито воображение, часто находят оригинальные предметы-заместители, умеют отступать от сте­реотипного воспроизведения одного и того же сюжета, придумывают новые, подчас неожиданные его варианты.

Принятие игровой инициативы взрослого. Учитывая этот параметр, мы определяем «зону ближайшего развития» игровой деятель­ности, т. е. прогноза в развитии игры ребенка и его умственных способ­ностей. Если ребенок проявляет слабый интерес к игрушкам, не владеет иг­ровыми действиями и не пользуется предметами-заместителями, то включение логопеда в игровую ситуацию поможет понять, насколько ребенок готов к принятию нового для него вида деятельности и к про­движению в этой области. Иногда достаточно одного-двух показов игрового сюжета, для того чтобы ребенок увлекся игрой и начал активно осваивать новую для него сферу.

При оценке данного параметра учитываются такие показатели, как включение ребенка в совместную игру, подражание действиям взрослого.

Диагностические ситуации

Ситуация 1. «Индивидуальная игра»

Цель: определение уровня самостоятельной процессуальной игры ребенка.

Оборудование. «Уход за куклой». На маленьком детском столике располагаются атрибуты игры, соответствующие сю­жету.

Игровой материал:

• реалистические игрушки: 1—2 персонажа игры (небольшая кукла в платье, шапочке, туфельках; собачка или медвежонок); набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож); предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка); кроватка.

• неоформленный материал, который может быть использован в каче­стве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, па­лочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.

Процедура проведения обследования.

Проба проводится в знакомом ребенку помещении. Педагог присаживается рядом с ма­лышом, показывает ему игрушки, вместе с ним разглядывает, называет их, давая ребенку возможность освоиться в ситуации. Иногда ребенок не сразу начинает процессуальную игру. Возможно, ему необходимо время, для того чтобы рассмотреть игрушки, поманипулировать ими. Убедившись, что ребенок чувствует себя комфортно, экспериментатор пред­лагает ему поиграть с игрушками, а сам располагается неподалеку от него таким образом, чтобы не мешать малышу играть, но иметь воз­можность наблюдать за его действиями и присоединиться к ним в случае необходимости.

Показатели игры фиксируются в течение 10 минут с начала пер­вого игрового действия. Если в течение минуты ребенок не начинает играть, а ограничивается манипуляциями, взрослый может задать один —два наводящих вопросов, стимулирующих игру ребенка. Если же ребенок не реагирует на наводящие вопро­сы, продолжает манипулировать игрушками, взрослый переходит к следующей пробе. В случае, когда малыш сразу же вовлекает взрослого в процессуальную игру, взрослый также меняет порядок проб и начи­нает диагностику с ситуации «Совместная игра».

Ситуация 2. «Совместная игра»

Цели: определение уровня совместной игры ребенка со взрослым, выявление зоны ближайшего развития игры.

Оборудование:

• реалистические игрушки: 1—2 персонажа игры (небольшая кукла в платье, шапочке, туфельках; собачка или медвежонок); набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож); предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка); кроватка.

• неоформленный материал, который может быть использован в каче­стве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, па­лочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.

Процедура проведения обследования.

Педагог присажи­вается рядом с ребенком и, обращаясь к кукле, спрашивает, не хочет ли она покушать. Ответив от ее лица, что она проголодалась, взрослый предлагает ребенку вместе с ним покормить куклу. Получив его со­гласие, взрослый начинает играть, стараясь вовлечь ребенка в совмест­ное занятие, задавая наводящие вопросы, предлагая варианты игры, обращаясь к малышу от имени куклы и т. д.

Комментарии к процедуре обследования. При проведении обследования учитывается тот факт, что в некоторых случаях ребенок не использует в игре предметы-заместите­ли, ограничиваясь игрой с реалистическими игрушками. Поэтому для диагнос­тики игры выясняется, способен ли ребенок совершать действия замещения. С помощью наводящих вопросов экспериментатор стимулирует их поиск. Например, обращаясь к кукле: «Лялечка, ты хочешь конфетку?» Затем берет руку куклы и протягивает ее ребенку со словами: «Да, я очень люблю конфеты, дай мне, пожалуйста, конфетку». Озабоченно разглядывая стол, перебирает возможные предметы-за­местители и приговаривает: «Где же у нас конфетка?» Затем обращается к ребенку: «Ваня, давай найдем конфетку для Лялечки. Что может быть конфеткой?» Предполагается, что в этом случае ребенок присоединяется к поиску и сам или с помощью экспериментатора находит подходящий предмет. После этого взрослый кормит куклу «конфеткой», изобразив ее удо­вольствие и благодарит ребенка от ее лица.

В том случае, когда ребенок играет молча, возникает проблема с интер­претацией тех или иных действий. Это относится, прежде всего, к ис­пользованию предметов-заместителей. Например, если малыш накры­вает тарелкой лежащую на столе куклу, это может быть как случайной манипуляцией, так и замещением (тарелка может служить одеялом). В этом случае экспериментатор интересуется у ребенка, что он делает, задавая вопрос в косвенной форме. Например, если малыш только тем и занят, что режет ножом пластмассовые детали конструктора, у него не спрашивают: «Что ты сейчас делаешь?», а обращаются со словами: «Ты что-то режешь ножом, наверное, готовишь еду для куклы? Ей интересно, что же ты готовишь». Ответ ребенка поможет понять, какого рода действие он совершает. Если он скажет, что режет, к примеру, морковку, его дей­ствие соответствует параметру «использование предметов-заместите­лей». В данном случае не важно, что экспериментатор, воз­можно, подтолкнул ребенка к более четкому осознанию действия, главное, что ребенок понял и принял вопрос. Если же он не знает, что ответить, или говорит, что режет кубик, то данное действие не учитывается в качестве замещающего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: