Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. Диагностика развития процессуальной игры




Шкала оценки сенсорного развития ребенка двух-трех лет

Параметры Степени овладения параметрами: Баллы
Цветовой гнозис     Отсутствует: Ребенок не ориентируется в цветах; делает много ошибок при раскладывании    
Минимальная степень овладения: Допускает ошибки, путает 1-2 цвета
Недостаточная степень овладения: Все шары правильно раскладывает по цветам, но при попытки назвать - путается, допускает ошибки
Максимальная степень: Правильно определяет и называет все предложенные цвета, иногда может допустить одну-две ошибки.
Наименование геометрических форм Отсутствует: Не знает названия геометрических фигур
Минимальная степень овладения: Допускает 2-3 ошибки в определении геометрических фигур по названию;
Недостаточная степень овладения: Правильно выбирает геометрическую фигуру, допускает ошибки при самостоятельном назывании фигур;
Максимальная степень: Легко выбирает названную геометрическую фигуру, сам правильно называет основные фигуры  
  Зрительно-пространственная ориентация Отсутствует: Допускает большое количество ошибок при сборе пирамидки, определении большого и маленького кольца;
Низкий уровень: Показывает большое и маленькое кольцо, собирает пирамидку с 1-2 ошибками;
Средний уровень: Может правильно собрать пирамидку из 5 частей, но не выкладывает кольца в дорожку  
Высокий уровень: Правильно собирает пирамидку, выкладывает кольца в дорожку от большого к маленькому

Расчет степени овладения параметром в баллах:

1. Степень овладения параметромцветовой гнозис:

3 балла – максимальная степень;

2 балла – недостаточная степень овладения;

1 балл – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

2. Степень овладения параметромнаименования геометрических форм:

3 балла – максимальная степень;

2 балла – недостаточная степень овладения;

1 балл – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

3. Степень овладения параметромзрительно-пространственная ориентация:

3 балла – максимальная степень;

2 балла – недостаточная степень овладения;

1 балл – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

Уровни сенсорного развития ребенка в баллах:

8 – 9 балл – высокий уровень

5 – 7 баллов – средний уровень

2 – 4 баллов – низкий уровень

0 – 1 балл – очень низкий, уровень не определяется.




1. Параметры диагностики потребности в игре с сюжетными игрушками:

­ инициативность в игре;

­ длительность игры;

­ эмоциональное состояние в ходе игры.

2. Оценка степени развития воображения проводится на основе изучения особенностей использования ребенком двух-трех лет предметов-заместителей.

3. Принятие игровой инициативы взрослого.

Проводимое исследование основывается на понимание того, что третий год жизни — время расцвета процессуальной игры детей. Процессуальной игрой называются действия с игрушками, имитиру­ющими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из стихов, песен, мультфильмов и др. (например, готовит куклам еду, кормит, купает их, катает на машинке, стирает белье, строит из кубиков домик). Про­цессуальная игра — необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Потребность в игре с сюжетными игрушками.Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей: 1) инициативность в игре, 2) длительность игры.

Характер игровых действий.

В процессе обследования выделяются следующие показатели данного параметра:

  • вариативность игровых действий, т. е. наличие разнообразных вари­антов действий с предметами. Например, если ребенок 10 раз поднес ложку ко рту куклы, то вариативность равна 1, а если он сначала покормил куклу из тарелки, затем напоил из чашки, а потом уложил в кроватку, то число вариантов действий равно 3);
  • речевая активность ребенка в игре (обращения к персонажам, со­провождение собственных действий высказываниями, объяснение своих действий взрослому, вопросы по ходу игры).

Развитие воображения. Основным показателем данного параметра является использованиеребенком предметов-заместителей.



Проводимое исследование основывается на понимание того, что использование предметов-заместителей - важнейшее приобретение в игровой деятельно­сти детей. Оно чрезвычайно важно для развития наглядно-образного мышления ребенка, его творческих способностей, умения в будущем пользоваться абстрактными знаками и символами. При диагностике этого показателя воображения мы учитываем, что в начале и конце третьего года жизни имеются различия в уровне развития действий за­мещения. В начале третьего года жизни у ребенка, использующего какой-либо предмет вместо другого, не всегда есть четкое представление о том, какой именно предмет он замещает.

Таким образом, в первой половине третьего года жизни действие замещения может опережать его ясное осознание и словесное офор­мление. Дети, у которых хорошо развито воображение, часто находят оригинальные предметы-заместители, умеют отступать от сте­реотипного воспроизведения одного и того же сюжета, придумывают новые, подчас неожиданные его варианты.

Принятие игровой инициативы взрослого. Учитывая этот параметр, мы определяем «зону ближайшего развития» игровой деятель­ности, т. е. прогноза в развитии игры ребенка и его умственных способ­ностей. Если ребенок проявляет слабый интерес к игрушкам, не владеет иг­ровыми действиями и не пользуется предметами-заместителями, то включение логопеда в игровую ситуацию поможет понять, насколько ребенок готов к принятию нового для него вида деятельности и к про­движению в этой области. Иногда достаточно одного-двух показов игрового сюжета, для того чтобы ребенок увлекся игрой и начал активно осваивать новую для него сферу.

При оценке данного параметра учитываются такие показатели, как включение ребенка в совместную игру, подражание действиям взрослого.

Диагностические ситуации

Ситуация 1. «Индивидуальная игра»

Цель: определение уровня самостоятельной процессуальной игры ребенка.

Оборудование. «Уход за куклой». На маленьком детском столике располагаются атрибуты игры, соответствующие сю­жету.

Игровой материал:

• реалистические игрушки: 1—2 персонажа игры (небольшая кукла в платье, шапочке, туфельках; собачка или медвежонок); набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож); предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка); кроватка.

• неоформленный материал, который может быть использован в каче­стве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, па­лочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.

Процедура проведения обследования.

Проба проводится в знакомом ребенку помещении. Педагог присаживается рядом с ма­лышом, показывает ему игрушки, вместе с ним разглядывает, называет их, давая ребенку возможность освоиться в ситуации. Иногда ребенок не сразу начинает процессуальную игру. Возможно, ему необходимо время, для того чтобы рассмотреть игрушки, поманипулировать ими. Убедившись, что ребенок чувствует себя комфортно, экспериментатор пред­лагает ему поиграть с игрушками, а сам располагается неподалеку от него таким образом, чтобы не мешать малышу играть, но иметь воз­можность наблюдать за его действиями и присоединиться к ним в случае необходимости.

Показатели игры фиксируются в течение 10 минут с начала пер­вого игрового действия. Если в течение минуты ребенок не начинает играть, а ограничивается манипуляциями, взрослый может задать один —два наводящих вопросов, стимулирующих игру ребенка. Если же ребенок не реагирует на наводящие вопро­сы, продолжает манипулировать игрушками, взрослый переходит к следующей пробе. В случае, когда малыш сразу же вовлекает взрослого в процессуальную игру, взрослый также меняет порядок проб и начи­нает диагностику с ситуации «Совместная игра».

Ситуация 2. «Совместная игра»

Цели:определение уровня совместной игры ребенка со взрослым, выявление зоны ближайшего развития игры.

Оборудование:

• реалистические игрушки: 1—2 персонажа игры (небольшая кукла в платье, шапочке, туфельках; собачка или медвежонок); набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож); предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка); кроватка.

• неоформленный материал, который может быть использован в каче­стве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, па­лочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.

Процедура проведения обследования.

Педагог присажи­вается рядом с ребенком и, обращаясь к кукле, спрашивает, не хочет ли она покушать. Ответив от ее лица, что она проголодалась, взрослый предлагает ребенку вместе с ним покормить куклу. Получив его со­гласие, взрослый начинает играть, стараясь вовлечь ребенка в совмест­ное занятие, задавая наводящие вопросы, предлагая варианты игры, обращаясь к малышу от имени куклы и т. д.

Комментарии к процедуре обследования. При проведении обследования учитывается тот факт, что в некоторых случаях ребенок не использует в игре предметы-заместите­ли, ограничиваясь игрой с реалистическими игрушками. Поэтому для диагнос­тики игры выясняется, способен ли ребенок совершать действия замещения. С помощью наводящих вопросов экспериментатор стимулирует их поиск. Например, обращаясь к кукле: «Лялечка, ты хочешь конфетку?» Затем берет руку куклы и протягивает ее ребенку со словами: «Да, я очень люблю конфеты, дай мне, пожалуйста, конфетку». Озабоченно разглядывая стол, перебирает возможные предметы-за­местители и приговаривает: «Где же у нас конфетка?» Затем обращается к ребенку: «Ваня, давай найдем конфетку для Лялечки. Что может быть конфеткой?» Предполагается, что в этом случае ребенок присоединяется к поиску и сам или с помощью экспериментатора находит подходящий предмет. После этого взрослый кормит куклу «конфеткой», изобразив ее удо­вольствие и благодарит ребенка от ее лица.

В том случае, когда ребенок играет молча, возникает проблема с интер­претацией тех или иных действий. Это относится, прежде всего, к ис­пользованию предметов-заместителей. Например, если малыш накры­вает тарелкой лежащую на столе куклу, это может быть как случайной манипуляцией, так и замещением (тарелка может служить одеялом). В этом случае экспериментатор интересуется у ребенка, что он делает, задавая вопрос в косвенной форме. Например, если малыш только тем и занят, что режет ножом пластмассовые детали конструктора, у него не спрашивают: «Что ты сейчас делаешь?», а обращаются со словами: «Ты что-то режешь ножом, наверное, готовишь еду для куклы? Ей интересно, что же ты готовишь». Ответ ребенка поможет понять, какого рода действие он совершает. Если он скажет, что режет, к примеру, морковку, его дей­ствие соответствует параметру «использование предметов-заместите­лей». В данном случае не важно, что экспериментатор, воз­можно, подтолкнул ребенка к более четкому осознанию действия, главное, что ребенок понял и принял вопрос. Если же он не знает, что ответить, или говорит, что режет кубик, то данное действие не учитывается в качестве замещающего.





Дата добавления: 2014-02-17; просмотров: 1125; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10054 - | 7823 - или читать все...

Читайте также:

 

3.233.219.101 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.