Нарушения обучаемости

В этом подразделе будут рассматриваться вместе нарушения обучаемости и задержка психического развития (ЗПР). Эти понятия весьма близки по значению. В зарубежной литературе используется, как правило, первый термин, в советской — второй. В России в последние годы они обычно используются как синонимы.

Нарушения обучаемости — весьма распространенное отклонение в развитии (встречается примерно у 20-25% младших школьников). Их основной признак — это локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций. В отличие от умственно отсталого ребенка, ребенок с нарушениями обучаемости (задержкой психического развития) способен овладеть программой массовой школы, но нуждается для этого в специально организованной коррекционной работе. Нарушения обучаемости часто становятся причиной возникновения психологического синдрома хронической неуспешности.

Обычно источником нарушений обучаемости (задержки психического развития) становятся органические поражения мозга. Они возникают из-за нарушений развития плода во внутриутробном периоде, в результате родовых травм, асфиксии, перенесенных сотрясений мозга, мозговых инфекций, отравлений, нарушений кровоснабжения мозга и по некоторым другим причинам. Вообще говоря, органические поражения мозга обусловлены теми же неблагоприятными факторами, что и умственная отсталость, но менее выраженными. В связи с этим выявление первопричины нарушений обучаемости еще более затруднено, чем при умственной отсталости.

Одним из наиболее частых симптомов органического поражения мозга являются нарушения в работе нервного аппарата, управляющего движениями. Это приводит к нарушениям крупной моторики (ходьбы, бега, прыжков и т. п.) и мелкой моторики (движений кисти и пальцев при письме, рисовании, работе с инструментами). При органических поражениях мозга обычны также нарушения памяти, внимания, восприятия и других психических функций.

Специфическим вариантом нарушения обучаемости является психофизический инфантилизм, который некоторые авторы считают самостоятельным вариантом развития. Он характеризуется тем, что и по психологическим, и по физиологическим признакам (миелинизация нервных волокон, «костный возраст» и пр.) ребенок отстает в развитии от своего фактического возраста. При психофизическом инфантилизме дошкольный уровень развития иногда встречается вплоть до начала подросткового возраста. В отличие от умственной отсталости, психофизический инфантилизм с возрастом проходит, однако к этому времени обычно уже имеются вторичные нарушения, вызванные сложностями предшествующего периода.

Одним из нередких вариантов нарушения обучаемости является также замедленность темпа деятельности. Она имеет физиологическую природу (медленное протекание нервных процессов). Замедленность темпа деятельности особенно ярко проявляется при выполнении наиболее простых заданий. Скорость решения сложных задач в большей мере зависит от степени владения эффективными способами действий. «Тугодум» может быть вполне способным и даже талантливым человеком (медленным темпом деятельности отличались, например, Дарвин и Эйнштейн). Однако успешная учеба в школе требует высокой скорости работы, поэтому дети с замедленным темпом деятельности часто оказываются неуспевающими в прямом смысле этого слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: