Сенсорный дефект

Педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность возникает в случаях, когда ребенок с нормальными потенциальными способностями оказывается лишен необходимого обучения и воспитания. Ее основой часто становятся семейное или социальное неблагополучие, воспитание в закрытых интернатах и приютах, непосещение школы, тяжелые заболевания, не дававшие ребенку нормально учиться. Педагогическая запущенность часто встречается в семьях беженцев, в зонах военных конфликтов и т. п. В итоге у ребенка оказываются не сформированы те навыки, которые обычно складываются в результате школьного обучения, отсутствуют соответствующие возрасту знания, остаются неразвитыми интересы и увлечения.

Нарушение обучаемости и некоторые другие отклонения в развитии часто осложняются так называемой относительной педагогической запущенностью. Этим термином обозначают отсутствие специального коррекционного обучения, в котором нуждается ребенок, хотя он и получал все то, что получают другие дети (которым этого достаточно, поскольку у них нет нарушений обучаемости).

При педагогической запущенности в наибольшей мере страдают специфически школьные знания и умения, в то время как собственно психические процессы не нарушены (или почти не нарушены). В быту ребенок с педагогической запущенностью может быть вполне сообразительным. В частности, дети из районов социальных бедствий часто ориентируются в практической жизни даже лучше своих сверстников, воспитывающихся в благополучных условиях. Напротив, у детей, воспитывавшихся в приютах, наиболее сильно страдает именно ориентация в нормальной практической жизни, тогда как школьные знания и умения иногда бывают сформированы относительно неплохо.

Сенсорный дефект — это снижение зрения или слуха. Хотя его выявление и коррекция не входят в задачу психолога, необходимо иметь в виду возможность такого дефекта при проведении дифференциальной диагностики. Так, нераспознанное снижение слуха часто является причиной нарушений в развитии речи, которые могут быть ошибочно расценены как проявление интеллектуальных нарушений. Нераспознанное снижение зрения может приводить к нарушениям чтения и письма и вследствие этого к трудностям в усвоении учебного материала, напоминающим проявления нарушений обучаемости. Тотальная (полная) слепота или глухота, как правило, достаточно очевидны и не становятся причинами ошибок в диагностике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: