IV. Использование психологической информации в деятельности органов внутренних дел

Литература:

1. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997

2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006.

3. Рабочая книга пенитенциарного психолога / Под ред. А.И. Мокрецова и др. – М.: МВД РФ, 1998

І. Тенденции использования психодиагностики в сфере образования

Образовательные тесты не являются психологическими, однако их разработка связана с развитием практики психодиагностики.

Первые сведения о проверке успеваемости в европейской школе датируются примерно 1200 г. Университет Болоньи проводил первый устный экзамен на получение степени доктора философии. Экзамен длился около недели; он проходил в таверне и нередко переходил в пьяные ссоры. Почти 500 лет он оставался единственным видом «теста» на успеваемость. В XIX в. письменные экзамены становятся в Европе общепринятыми.

Считается, что первопроходцем в области педагогического измерения был Р. Дж. Фишер, директор школы в Англии (1860-е гг). Он присваивал значение единицы для выражения высшего показателя, который возможно достичь, и значение пяти для обозначения наименьших достижений в таких предметах, как правописание, математика, навигация, библия, французский язык, общая история, рисование и др.

Американский врач и психолог Дж. М. Райс (1857-1934) первым начал массовое тестирование в школе. Он изобрел три различных теста на правописание, которые использовал для проверки примерно 33 000 учеников 4-8-х классов, расположенных в 21 городе США. Впоследствии Райс составил серию арифметических тестов и языковой тест в форме презентации рассказа, по которому ученики должны были писать сочинение. Сочинения были оценены Райсом по изобретенной им пятибалльной шкале, которой, как известно, предстояло большое будущее. Однако «отцом» измерения в образовании в США был признан Э. Торндайк.

Торндайк в 1903 г. опубликовал исследование, в котором были использованы несколько тестов, связанных с арифметическими операциями. В том же году он издает книгу под названием «Образовательная психология», публикация которой ознаменовала появление новой области — образовательной психологии. В 1909 г. Торндайк представил научной общественности « Шкалу почерка». Он собрал образцы почерков, которые классифицировались экспертами как различные по качеству. Шкала почерка Торндайка положила начало этапу стремительного развития тестов по многим предметам.

С 1913 г. руководство школ начинает активно использовать статистические методы. Для содействия изучению работы школ были созданы «Бюро образовательных исследований». Этими Бюро предоставлялись услуги по обеспечению тестами персонала школ, проводилась стандартизация имеющихся тестов, создавались новые. К 1918 г. В. С. Монро представил список 109 стандартизированных тестов на измерение успеваемости, которые уже были на рынке.

Накануне І мировой войны тесты для измерения интеллекта были признаны как наиболее важные инструменты образовательной психологии. Лидером этого направления также был Торндайк.

Сегодня образовательные тесты обычно подразделяются на батареи общих достижений и тесты по конкретным учебным предметам. Батареи тестов общих достижений позволяют получить профиль показателей успешности по основным областям школьных знаний. Тесты по конкретным учебным предметам позволяют более глубоко проникнуть в структуру успешности усвоения определенной области знания.

ІІ. Основы профессиональной психодиагностики. Профориентация

Основы профессиональной ориентации начали складываться с середины XX в. Вместе с появлением методов измерения уровня развития способностей возникают частные службы по профориентации. Система такой службы в западных странах включает школу, биржу труда (или службу занятости) и психологические лаборатории, разрабатывающие тесты, проводящие анализ требований, предъявляемых профессии к человеку.

Одной из первых теорий профессионального выбора стала модель профориентации американца Ф. Парсонса, главная идея которой состояла в трех фазах профориентационной работы (1908 г.): 1) изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию; 2) изучение требований профессии; 3) сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии на основе соответствия особенностей человека требованиям профессии.

В 50-х гг XX в. эта теория подверглась серьезной критике, потому что мир профессий динамичен, способности человека тоже развиваются. Недопустимо только на основе диагностических данных давать однозначные рекомендации по выбору профессии.

В отечественной профориентации появилась концепция индивидуального стиля деятельности Е.А. Климова.Индивидуальный стиль деятельности - это совокупность приемов, способов, типов деятельности, которая обеспечивает высокий уровень эффективности работы. У любого человека есть качества, существенные для успеха деятельности, но практически невоспитуемые (они обусловлены свойствами нервной системы). Однако в большинстве массовых профессий имеются широкие возможности компенсаторного преодо­ления слабо выраженных способностей. Е.А. Климов предлагает воспитательный подход к руководству выбором профессии в противовес простому «отсеиванию» непригодных.Даже при отсутствии развитых способностей к определенному виду труда, их можно сформировать, если человек готов заниматься саморазвитием.

Другая основополагающая отечественная теория профпригодности была разработана К.М. Гуревичем. Профпригодность - это соответствие возможностей, качеств и свойств человека требованиям определенной деятельности. По критерию сложности требований к работнику К.М. Гуревич выделяет два вида профпригодности: абсолютную и относительную. Профессии группы А требуют абсолютной профпригодности. Трудовая деятельность в них почти не поддается программированию; далеко не каждый человек может соответствовать требованиям, которые эти профессии предъявляют. Это – профессии, связанные с риском (в т.ч. социальным), они предъявляют повышенные требования к физическому и психическому здоровью. Здесь успешность работы не может быть компенсирована какими-либо другими качествами, (летчик-испытатель, космонавт, инженер-атомщик). Профессии группы Б предполагают относительную профпригодность, то есть требуют набора свойств человека, близких к требованиям профессии, когда недостаточность развития одних качеств можно компенсировать развитием других качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: