Как вы думаете, чем является осмысленный выбор своей будущей профессии? Осуществлением заданного алгоритма? Случайным процессом? Творческим актом? Предписанием общества?
Можно ли считать разработку жизненных и профессиональных планов про- Г1 ектированием?
Трудоустройство. С чего начать?
Поговорим о грядущем трудоустройстве, может быть, несколько забегая вперед, в то время, когда ваш багаж общего среднего образования существенно утяжелится добротным профессиональным образованием. Это тем более уместно, поскольку многие молодые люди сегодня стремятся сочетать учебу с работой. Если вы определили сферу деятельности, в которой можете предложить себя в качестве работника, то начинайте действовать — составьте свое профессиональное резюме.
Профессиональное резюме (от франц. rexyme — краткое изложение речи, статьи, краткий вывод) — это краткая информация о себе как о специалисте, включающая данные об образовании, специальности и квалификации, трудовом стаже, а также о цели поиска работы.
Плавная задача — привлечь к себе внимание работодателя, создать у него благоприятное впечатление о вас и получить приглашение на личную встречу с ним или его представителем. При встрече с соискателем резюме помогает работодателю быстро сориентироваться, с каким специалистом он беседует.
Строгих правил составления резюме нет, но существует порядок, что именно должно быть отражено и в какой последовательности. Если резюме составляется впервые, рекомендуется вначале заполнить его начерно, а потом переписать.
Начинать составление резюме необходимо с указания полных фамилии, имени, отчества. Далее следует указать общие данные, а именно:
□ дату рождения;
□ семейное положение;
□ наличие детей, их возраст;
□ национальность (по желанию);
□ адрес проживания;
□ телефон для связи.
После этого переходим к информации об образовании. Как правило, в обратном хронологическом порядке перечисляются все учебные заведения и курсы, где приходилось учиться.
1. Желательно начать с указания названия учебного заведения. Далее идет информация о квалификации, а затем год выдачи диплома. Если имеется диплом с отличием, не следует стесняться упомянуть об этом. Особое место отводится ученой степени, необходимо указать время учебы в аспирантуре и тему диссертации.
2. Опыт работы также освещается в обратном порядке, с последнего места работы. Но теперь каждая строка начинается с указания периода работы и названия фирмы или предприятия; затем следует должность, количество подчиненных и опыт, приобретенный на этой должности. Нелишним будет указать профиль деятельности фирмы.
3. Следует сообщить о полученных отличительных знаках, государственных наградах и премиях.
4. Завершая описание своих навыков, сообщите о владении компьютером и иностранными языками. Можно указать скорость набора при печати, которой вы владеете. В этот раздел может включаться всё, что повышает вашу ценность в глазах работодателя (наличие водительских прав, загранпаспорт, личные качества).
5. Отдельную строку отведите вашему хобби.
6. В самом конце можно указать размер желаемого заработка.
Как располагать текст на листе?
Сам лист должен быть стандартных размеров — формат А 4 — 210 х 297 см.
Вверху следует указать вакансию.
Места, где вы проходили обучение и трудились, пронумеруйте и выделите.
Эффективное резюме должно быть составлено так, чтобы коротко сказать о многом, и нацелено на работу, которую вы хотите получить.
При составлении резюме следует использовать активные глаголы: управлять, руководить, помогать, организовывать, оценивать, планировать, проектировать.
Избегайте непонятных сокращений, длинных фраз, выделите обязательно заголовки разделов.
Если есть доступ к компьютеру, аккуратно наберите текст, проверьте орфографию и, прежде чем направить резюме адресату, покажите кому-нибудь, чье мнение для вас авторитетно.
Старайтесь уместить все на одном листе.
Ниже приведен пример профессионального резюме.
Образование:
1. Российская экономическая академия, экономический факультет, экономист-менеджер, год выдачи диплома 1997.
2. Брянский политехнический колледж, экономическое отделение, год выдачи диплома 1985.
3. Брянский государственный университет, юридический факультет, юрист, год выдачи диплома 1991. Стажировка в Англии 5 месяцев.
Опыт работы:
С августа 1997 года по настоящее время заместитель генерального директора ОАО «Брянский машиностроительный завод», имею опыт заключения договоров, ведения переговоров с иностранными партнерами, руководства коллективами.
1995—1997 гг. — экономист Брянского машиностроительного завода.
1991— 1995 гг. — юрист юридического отдела Брянского машиностроительного завода.
Дополнительная информация:
Пользователь ПК: Word, Excel, 1С-бухгалтерия.
Иностранные языки: английский, немецкий свободно.
Имею водительские права (стаж вождения 4 года).
В свободное время увлекаюсь спортом, читаю зарубежную литературу в оригинале.
Ожидаемый уровень оплаты... рублей.
Если вы еще не наметили ту конкретную организацию, в которой хотите работать, вы можете поместить свое резюме на информационных сайтах в Интернете. Сегодня все большее количество людей находит себе работу, используя возможности глобальной электронной сети.