double arrow

Составление резюме

Резюме – презентационный документ, составляемый соискателем вакансии, содержащий деловые и личные сведения о соискателе, и направляемый потенциальному работодателю с целью получения работы.

На рынке труда выработались определенные стандарты составления и восприятия резюме. И хотя резюме конкретного соискателя должно быть ярким, интересным, но это относится больше к содержанию резюме (к трудовой биографии человека).


По форме резюме, в большинстве случаев, должно следовать единым стандартам оформления и подачи информации, исключение могут составлять лишь резюме, составленные людьми творческих профессий - дизайнерами, рекламщиками и гл.

Основные элементы резюме 1.ФИО.

2. Цель резюме (часто с указанием желаемого уровня

оплаты труда).

3. Контактная информация:

·телефоны;

·e-mail;

• место жительства.

4. Год рождения, семейное положение, дети.

5.Образование (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего):

·дата начала учебы - дата окончания учебы;

·название учебного заведения, факультет, специальность;

·полученная профессия.

6. Опыт работы (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места работы):

·дата начала работы - дата окончания работы;

·название фирмы, ее сфера деятельности;

·название должности, количество подчиненных (если были);

·описание должностных функций, задач и полномочий;

·конкретные результаты работы.

7. Профессиональные навыки и знания.

8. Рекомендации (ФИО, должность, контактные данные).

9. Дополнительная информация (личные данные, деловые характеристики, публикация, профессиональные награды,

хобби).

Вкратце охарактеризуем каждый из пунктов этого шаблона.


Пункт 1. ФИО. Иногда в начале резюме перед фамилией указывают заголовок документа: «Резюме», реже –

«Guггiculum vitae» (от латинского - бег, течение жизни). Это

бывает нужно, чтобы обозначить жанр документа. Но в большинстве случаев, сразу в заголовке указывают фамилию, имя, отчество.

Фамилия, имя, отчество обычно набираются крупным буквами (16-18-й размер кегля) полужирным шрифтом

сверху по центру или с выключкой влево. Такое резюме легче найти в стопке бумаг.

Иногда возле ФИО размещают фотографию. Большинство консультантов не рекомендуют этого делать, но иногда это может иметь смысл. Размещение фотографии может быть

уместно, если соискатель имеет презентабельную внешность и его будущая работа в какой-то степени связана с

внешностью: секретарь приемной, менеджер по работе с клиентами, тележурналист и т.п.

Пункт 2. Цель резюме. В этом пункте можно использовать

два варианта. В первом случае следует писать: Цель резюме: получение должности такой-то. Во втором случае, фраза:

«Цель резюме» не пишется, а сразу под фамилией указывается Профессия или должность соискателя. И тогда понятно, что на работу по этой профессии он и претендует.

Эти два варианта равноценны и встречаются одинаково часто.

После указания желаемой должности во многих случаях разумно указать свою цену. То есть тот уровень оплаты

труда, который вас устраивает. Эта информация нужна также и работодателю, чтобы он мог оценить уровень квалификации и амбиций соискателя.

Наиболее корректная формулировка для указания желаемой зарплаты:

Цель резюме: получение должности руководителя omдела продаж с оплатой от 1500 долларов.


Или просто строкой ниже желаемой должности:

Руководитель отдела продаж. Ожидаемый уровень оплаты

- от 1500 долларов.

С точки зрения восприятия работодателем пункта об оплате есть некоторые подводные камни. Иногда, например, девушка, претендующая на должность офис-менеджера, пишет в резюме: Ожидаемый уровень оплаты 1800 долларов. И становится понятно, что либо девушка пришла из нефтегазовой отрасли, либо она не имеет представление об этой работе и ее стоимости, либо она неадекватно оценивает свои таланты. Не может офис-менеджер, если только он не личный помощник руководителя банка или нефтяной компании, получать такую зарплату.

Бывает другая ситуация: неадекватно заниженные ожидания. Например, человек претендует на должность руководителя отдела по продажам. Продажники всегда – самые востребованные специалисты. Потому что производить и командовать умеют все, а вот продать - далеко не все берутся. Например, соискатель претендует на должность руководителя отдела по продаже крупных программных комплексов и указывает ожидаемый уровень оплаты – 400 долларов. Руководитель сразу увидит неадекватность резюме. Не может хороший продажник, да еще организатор продаж, получать такие деньги. Значит, либо он работал в продажах на таком низком уровне (то есть плохо), либо он вообще ничего не знает об этой работе и ее стоимости на рынке труда. В обоих случаях это плохо характеризует соискателя. В таком резюме более адекватным будет указать уровень оплаты от полутора тысяч долларов и выше; может быть, существенна выше.

Оценка зарплатных ожиданий связана не только с должностью, но и опытом работника. Указывая адекватные ожидания, вы тем самым демонстрируете знание рынка труда, знакомство с профессией, с тем типом работы, на который претендуете. Адекватная оценка желаемого оклада


свидетельствует также об адекватной самооценке. Если вы молодой специалист, то вряд ли разумно указывать слишком высокий ожидаемый уровень оплаты труда - скажем, выше 15-20 тысяч рублей для Москвы. Если вы по резюме специалист зрелый, опытный, то тогда, наоборот, низкие финансовые претензии смотрятся подозрительно, значит, либо вы работали в компаниях, в которых не платили денег, либо вы неуспешный менеджер, либо у вас плохо с амбициями.

Ошибочным является указание в резюме зарплатной вилки, например: 600-800 долларов. Это бессмысленно.

Работодатель сразу видит, что может вас купить за 600 и

даже меньше; верхняя планка не имеет смысла. Это соискатель представляет себе так в голове: ... ну, я пойду на

работу за 600, хорошо бы за 800 ... работодатель думает об

этом совсем по-другому. Его интересует нижняя планка. Если у соискателя внутри есть готовность пойти на работу за 600- 800, то надо указывать 750 или все 800. Потом все равно, с большой степенью вероятности, состоится торг, и работодатель собьет цену. Но начинать торг всегда надо с верхней планки - таковы правила рынка.

Впрочем, ни в коем случае не стоит думать, что этот торг похож на базарный. Если соискатель в принципе

заинтересован в вакансии, но претендует на более высокую зарплату, не надо говорить: «Хорошо, я к вам пойду, но

только не за 30, а за 35 ... ». Оптимальный вариант - согласиться на интересную работу и предлагаемый уровень

зарплаты, но на испытательный срок, и при этом сразу оговорить, что после испытательного срока или при достижении контрольных показателей, зарплата будет

повышена до желаемого уровня. Это и компромисс, и деловой подход: работодатель оценит.

Пункт 3. Контактная информация. Обязательно должен быть указан телефон (мобильный, домашний), адрес электронной почты, район проживания (в Москве - по метро).


Желательно, но необязательно указывать, точный адрес проживания. В Москве также желательно указывать сведения о регистрации (наличие московской или подмосковной прописки).

Очень важно, чтобы резюме содержало информацию о не менее чем двух способах найти вас. Случается такое, что

работодатель находит интересное резюме, там указан какой-

то почтовый ящик, и все. Работодатель направляет письмо, а отклика нет. Либо ящик «мертвый», либо хозяин его не

проверяет. А телефон в резюме не указан. Естественно, что

такое резюме не имеет никакого смысла, оно не достигнет цели и только вызовет раздражение у работодателя. Поэтому принципиально важно, чтобы было не менее двух способов связаться с автором резюме.

При указании контактных данных следует также помнить о Проблемах безопасности. Особенно, если вы вывешиваете

резюме в открытый доступ (в Интернете). Есть риск, что

спамеры начнут забрасывать почтовый ящик рекламой. Вообще, для открытых объявлений типа «поиска работы»,

лучше завести отдельный почтовый ящик, который потом не

жалко будет потерять.

Пункт 4. Год рождения, семейное положение, дeти.

Указание возраста является более необходимым, нежели указание брачного статуса и наличия детей, так как

работодатель часто хочет оценить возраст (опыт, жизненные

установки, темперамент) будущего работника. Семейное положение и наличие детей можно и не указывать, или указывать в последнем пункте «Дополнительная информация».

Возраст нужно указывать годом рождения, а не количеством лет. Во-первых, такова практика делового

документооборота. Во-вторых, если ваше резюме попало в

какой-то архив, спустя год его кто-то открывает, а там вам все еще 25 лет, хотя уже год прошел. Указание года рождения помогает избежать этого временного казуса.


Пункт 5. Образование. Сведения об образовании указываются в обратном хронологическом порядке - начиная с последнего места учебы. Необходимо указывать год начала и год конца обучения, полное название вуза, полученную специальность. Здесь же указывается научная степень, если есть.

Если вы еще учитесь, то так и надо указывать: незаконченное высшее образование, окончание вуза в таком-

то году. Лучше сразу указать это обстоятельство, чтобы работодатель не обманывался в своих ожиданиях. Многие

работники сейчас учатся, получают второе образование. Это нормально. Да, им требуется некоторое время для сдачи сессий, они будут иметь право на учебные отпуска, но на

предприятиях новой экономики, в принципе, чаще всего, приветствуется стремление работников к повышению

образовательного уровня.

В этом же пункте можно указать курсы профессионального образования или повышения

квалификации. Но здесь важно не переборщить. Нет смысла указывать все однодневные семинары, которые вы

прослушали. Но если есть профильные престижные курсы, после которых вам выдали сертификаты - это солидно, это имеет смысл указывать в резюме.

Молодым соискателям не следует указывать, какую среднюю школу вы закончили – выглядит наивно, лишний

раз подчеркивает отсутствие специального образования и опыта работы.

Пункт 6. Опыт работы.

Это самый важный и самый длинный раздел резюме, который по объему может превышать все остальные разделы

вместе взятые.

Прежние места работы также необходимо указывать в обратном хронологическом порядке. Почему? Логика здесь

простая. Допустим, вы в своей карьере прошли длинный

путь: вахтер, помощник менеджера, менеджер по продажам,


заместитель генерального директора по продажам. И вот вы теперь претендуете на должность вице-президента. Работодатель смотрит резюме, а в пункте «опыт работы» на первом месте стоит: вахтер. Очень хорошо, нам как раз нам нужны такие вице-президенты ... Поэтому первым надо указывать ваше последнее место работы, то есть нынешний статус.

В этом пункте указывается месяц-год поступления на работу месяц-год увольнения с работы. Далее указывается

название предприятия, должность, на которой вы работали.

Надо также вкратце описать, чем вы там занимались, указать объемы работы, перечень обязанностей, количество подчиненных, достижения, конкретные результаты деятельности.

Если ваша работа носила проектный характер (программист, дизайнер), то перечислите все ваши проекты,

длившиеся свыше одного месяца, и их результат. Если работа

была однородной или не носила проектный характер (менеджер, продавец), то выделите в вашей работе какие-то

особенности и виды работы (например, работу с

определенным крупным заказчиком или поставщиком), укажите результаты работы (объемы продаж, объемы перевыполнения планов и т.п.). Указывайте названия используемого вами инструментария (например, компьютерные программы, специфические технологии, которые могут представлять интерес для работодателя), вашу роль в выполняемой работе. Скажем, если вы программист, то необходимо указать, чем именно вы занимались. Например, постановкой, разработкой структуры базы данных, документации, тестированием, внедрением, сопровождением и т.д. Если вы сотрудник клиентского отдела банка, то необходимо указать, с какими клиентами работали (особенно, если были крупные клиенты) и сколько было клиентов; с какими счетами (рублевыми, валютными, вкладами населения); какой специальной банковской


программой типа «операционный день банка» Пользовались и т.д. Такая конкретика поможет работодателю составить наилучшее представление о соискателе.

Иногда работники на одном предприятии работают последовательно в нескольких должностях. Это очень хорошо. Значит, руководство ценило этого работника, повышало его по служебной лестнице, доверяло новые участки работы. Назначение на новые должности в рамках одного предприятия тоже надо указывать с описанием обязанностей на каждой должности.

Иногда очень информативными для работодателя оказываются сведения о времени и сроках работы на предприятиях. Если в течение года вы сменили три места работы - что-то тут нe так. Либо вас отовсюду выгоняли, либо вы скандальный работник и сами уходили. Конечно, бывает так, что человек проработал несколько месяцев, и предприятие закрылось или реорганизовано - его вины тут нет. Но три раза за год - это уже связано не с предприятием, а с работником. Значит работник – летун. Это существенное обстоятельство для оценки работодателем.

Точно также негативно оцениваются слишком большие перерывы в работе. Например, человек на одном месте работал до мая 2004 года, а на следующее места работы поступил в марте 2005 года. Что он делал целый год? Был

«фрилансером»? Это оправдание для очень небольшого числа творческих профессий. Если у человека большие перерывы в

профессиональной деятельности, то он, или болел, или был в

запое, или бездельник или не очень-то востребован рынком трудa. Длительные немотивированные перерывы в профессиональной деятельности воспринимаются негативно.

В этом смысле идеальное резюме такое, из которого видно, что человек на каждом месте работал по нескольку лет и

перерывы между работами не превышали 2-З месяцев. А еще лучше, если видно, что человек устраивался на новую работу в тот же или в следующий месяц. Значит, он хороший


специалист и сразу находил работу - рынок сразу покупает его. Пункт 7. Профессиональные навыки и знания. Если предыдущий пункт сообщал о конкретных обязанностях на конкретных местах работы, то в этом пункте словно рисуется обобщенный портрет профессионала, чтобы работодатель мог примерить этот портрет к потребностям своей вакансии. На прежних должностях вы наработали такие-то профессиональные качества, теперь надо показать, что эти качества очень перспективны и для новой должности; Для продажников, например, это хорошие навыки личных продаж, умение организовать продажи, наличие обширной клиентской базы, опыт работы с клиентскими базами, опыт ведения переговоров с такими-то категориями клиентов и т.п.

Пункт 8. Рекомендации. В этом пункте указываются: ФИО, должность и контактные данные людей, которые могут дать

соискателю рекомендации, то есть охарактеризовать личные

и деловые качества работника. Кто может быть рекомендателем? Муж/жена, соседка по общежитию, друг

детства - не считаются. Идеальный вариант, - когда в разделе

«Рекомендации» указаны руководители с предыдущих мест работы. Во-первых, они смогут адекватно описать именно профессиональные и деловые качества сотрудника. Во- вторых, если в резюме указаны возможные рекомендации от прежних начальников, то будущий работодатель видит, что работник расстался с прежними начальниками без скандала. Контактные данные рекомендующих лиц (как правило, людей статусных) некорректно давать в открытом доступе. Оптимальный вариант - указать, кто может дать рекомендации (ФИО, должность) и сообщить, что их контактные данные будут предоставлены по запросу.

Пункт 9. Дополнительная информация. В этом пункте указываются качества, которые не имеют прямого отношения

к профессиональной деятельности, но характеризуют

соискателя как человека и работника. Существует некий


стандартный набор качеств, которые указывают в этой графе: способность работать в команде, стрессоустойчивость, лидерские качества, креативность, знание языков и так далее. Эти характеристики не очень информативны, но тот или иной набор качеств несколько дополняет портрет соискателя. Иногда указывают знание языков, наличие водительских прав, спортивный разряд, хобби.

В резюме не стоит слишком акцентировать внимание на личных обстоятельствах и пристрастиях. Если для вас

настолько важны собственный автомобиль, дача, трое детей и

рыбалка, что вы решились указать это в своем резюме, то наниматель заметит слишком много бытовых акцентов, неуместных в резюме. Возможно, подумает наниматель, такой работник будет увлекаться своими бытовыми обстоятельствами в ущерб работе. Поэтому в конце резюме достаточно перечислить 2-3 своих увлечения. Причем, лучше указывать активные увлечения (например, спорт, туризм, танцы), чем бытовые (дача, рыбалка, охота). Ведь необходимо создать образ профессионала, а не обывателя. Общие требования к оформлению резюме

1. Резюме должно быть четко структурировано, то есть разбито на подзаголовки: Опыт работы, Образование. Подзаголовки стоит выделять полужирным или укрупненным шрифтом. Ни в коем случае не стоит составлять резюме в виде сплошного текста-жизнеописания, как в биографии. Резюме воспринимают только с первого прочтения, поэтому четкое оформление, стройная структура с подзаголовками, играют большую роль. Кроме того, хорошо структурированное, логично сверстанное, хорошо и опрятно оформленное резюме является свидетельством того, что у соискателя в голове порядок.

2. Резюме должно быть внешне привлекательным. Используйте качественную бумагу, желательно белую. Для

основного текста следует использовать 12 размер шрифта.

3. Не злоупотребляйте мелкими элементами оформления:


курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием, словами из заглавных букв. Не превращайте текст в лоскутное одеяло.

4. Необходимо сочетать аккуратные межстрочные

интервалы, ровные поля, использовать абзацы. Печатать резюме лучше на лазерном принтере - так ваш текст будет выглядеть более презентабельно.

5. Резюме должно быть кратким. Оптимальный объем – 1 страница, максимум - 1,5-2 страницы.

6. Не используйте местоимения «я». Лучше использовать глаголы без местоимения (возглавлял отдел проектирования

или безличные формулировки (в обязанности входило ... ).

7. Используйте глаголы совершенного вида, характеризуя свой опыт: устроил, организовал, наладил и проч. Глаголы

несовершенного вида (налаживал, устраивал и т.п.) создают ощущение незаконченности, безрезультатности действия.

8. Резюме должно быть доказательным. Указывайте результаты вашей последней работы, используя числа, проценты и другие счетные показатели.

9. Опишите подробно ваш опыт за последние 5-7 лет. Более ранний опыт работы можно упомянуть кратко.

10. Резюме должно быть грамотным. Ошибки в тексте резюме ухудшают впечатление.

В резюме не стоит пижонствовать и бравировать крутостью. Наниматель, скорее всего, занимает более

высокое положение и видал всяких «крутых». Отнесется плохо. А если читать будет менеджер кадровой службы -

разошлет пижонское резюме в качестве офисного анекдота. В архивах автора этих строк хранится резюме-шедевр, в котором соискатель, между прочих мудреных статусов,

именует себя «менеджером кластера». Право же, стоило с ним встретиться хотя бы для того, чтобы узнать, что это

такое. Но недосуг было тратить время.



Сейчас читают про: