Типы памяти

Определение памяти

Глава 4. Феномен памяти

Контрольные вопросы

1. От каких факторов зависит общая работоспособность?

2. От каких факторов зависит успешность умственной работы?

3. На какие системы органов влияет напряженный труд?

4. Как влияет интенсивный умственный труд на память в преклонном возрасте?

5. У каких людей выше способность к анализу, и у каких – к синтезу?

6. Зависят ли математические способности от пола человека?

7. У кого наиболее выражена «сторонность» интеллекта?

8. Какие отделы головного мозга принимают участие в умственном труде?

9. Какие особенности формирования коры больших полушарий выявлены у «очень умных» детей?

10. Как определяется коэффициент интеллектуального развития IQ?

11. Как определяется коэффициент творческого развития CQ?

12. Какие качества отличают творческого человека, обладающего «интеллектом успеха»?

13. Что такое «интеллект успеха» и как его развить?


Память – это способность к действию.

Память – самое загадочное и одно из самых интересных свойств человека. Ни один познавательный процесс, то или иное взаимодействие человека с окружающим миром невозможны без использования механизмов памяти. На протяжении всей истории человечества был велик соблазн научиться управлять памятью, заставить ее раскрыть свои безграничные возможности, запоминать все с одного раза и т.д. Без преувеличения можно сказать, что с памятью связаны многие мечты исследователей, ученых, студентов – всех, кто вынужден постоянно работать с большим объемом информации, которую необходимо переработать и усвоить. Наши частые жалобы на «плохую» память, как считают ученые, не относятся к самой памяти, а касаются, скорее, нашего неумения организовать и оптимизировать процесс запоминания информации. А для того, чтобы научиться этому, необходимо знать хотя бы основные закономерности памяти, запоминания и связанных с памятью познавательных способностей.

Память – способность мозга закреплять полученную информацию, хранить и воспроизводить ее.

Существуют различные типы памяти.

Неврологическая или нервная память – совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма (субъекта). Она использует не только собственные специфические механизмы, но и механизмы более древней генетической памяти, способствующей выживанию биологического вида.


Генетическая память – память о структурно-функциональной организации живой системы как представителя определенного биологического вида. Носителями генетической памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Иммунологическая память – возникает позже генетической и проявляется в способности иммунной системы усиливать защитную реакцию организма на повторное проникновение в него генетически инородных тел (вирусов, бактерий и др.).

Историческая память – процесс выработки, сохранения, передачи, усвоения, применения накопленной информации конкретным этносом, народом. В науке употребляются такие определения как народные традиции, исторический опыт, культурологический код, лингвистическая структура и др.

Существует множество типологий памяти по различным основаниям.

По способу запоминания – произвольная (требующая определенных волевых усилий при запоминании); логическая (использующая при запоминании логику); опосредованная (связанная с сопряженными проблемами);

По времени сохранения – мгновенная (до 0,5 сек), кратковременная (до 20 сек), оперативная (до нескольких дней), долговременная (время не ограничено).

По преобладающему анализатору – слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная, эмоциональная, двигательная и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: