Творческий (креативный) интеллект

Интеллектуальное развитие

Интеллект успеха

Интеллект состоит из двух частей. Базовой части, которая формируется в процессе обучения и содержит знания, умения и навыки, приобретенные в процессе учебы в школе, практической деятельности. Сюда входят динамические стереотипы, позволяющие нам «автоматически» выполнять различные, иногда очень сложные виды деятельности. Базовый интеллект формируется постепенно и остается на всю жизнь. Он определяется показателем IQ.

IQ (Intelligence Quotient) – ай-кью – коэффициент интеллектуального развития – умение решать стандартные задачи за определенную единицу времени, способность эффективно включаться в социокультурную и экономическую жизнь, успешно приспосабливаться к ситуации.

Основатели – В. Штерн и Г. Айзенк. Норма IQ равна 100. Отклонения на 16 пунктов в обе стороны – в пределах нормы. Те, кто набирает больше 135 п. считаются гениями. Президент Клинтон – 182 п., Эйнштейн – 200 п. Люди со сниженным интеллектом от 84 до 10 п. (умственно отсталые). Коэффициент IQ не может претендовать на полное диагностирование умственных способностей, природной или наследственной одаренности.

Основные методики для диагностики IQ:

· Методика Айзенка;

· Тест Векслера;

· Шкалы Кауфмана;

· Тест Амтхауэра.

Так называемый текучий интеллект представляет нашу способность оперировать теми сведениями, которые мы имеем и постоянно получаем от окружающей нас среды, абстрактно мыслить, рекомбинировать информацию, решать нестандартные задачи и проблемы, находить выход из различных нестандартных ситуаций. Он определяется показателем CQ.

СQ (Creativity Quotient) – си-кью – коэффициент творческого интеллекта – качественная мера главных составляющих творческих способностей, обобщенная оценка творческого потенциала личности вообще.

Он характеризует способности человека порождать необычные идеи, уходить от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.Креативность включает в себя также повышенную чувствительность к проблемам, дефекту или противоречивость знаний, беглость, четкость, гибкость мышления, оригинальность, изобретательность и др. Дж. Гилфорд выделяет 120 характерных признаков креативности.

Основные методики для диагностики CQ:

· Методика Е.П. Торренса;

· Методика Е. Туник;

· Методика Дж. Гилфорда.

С годами текучий интеллект теряет свою гибкость, способности человека абстрактно мыслить и творчески решать проблемы постепенно снижаются, особенно в том случае, если к этому виду интеллекта человек прибегает редко. Мы все подвержены опасности, которую таят в себе богатый опыт и знания, — мы становимся консервативными и полагаем, что методы, которые доказали свою эффективность вчера, будут с тем же успехом работать и в будущем. Развивается детренированность текучего интеллекта, как в спорте, человек постепенно теряет свою интеллектуальную «форму». Вместе с тем, интенсивный умственный труд в пожилом возрасте способствует длительному сохранению всех умственных способностей и, что особенно важно, памяти, которая нередко в этом возрасте ухудшается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: