Правила концентрации внимания

Особого разговора заслуживает проблема концентрации внимания как необходимого условия подготовки к умственному труду. Без внимания невозможна интеллектуальная деятельность, поэтому первейшая задача удерживать внимание. Именно для этого существуют правила сосредоточенной работы. Они просты и понятны, но далеко не все способны методично выполнять их в процесса напряженного умственного труда.

· Длительное поддержание внимания невозможно. Поэтому необходимо делать перерывы в течение часа по 5-10 мин.

· Необходимо создать соответствующую обстановку, которая предполагает относительную тишину (абсолютная тишина не способствует умственному труду, шум должен быть естественным: звуки улицы за окном, пение птиц и т.д.); идеальный порядок на столе, никаких «бумажных завалов», лишних книг и т.д.; хорошее освещение, удобный стул и стол (цвет стола желательно темный) и т.д.

· Помните, что человек очень зависим от суточных ритмов, поэтому в разные периоды суток у нас разная работоспособность. Наиболее благоприятные периоды суток или «пики активности»: с 9 до 14 часов и с 18 до 22 часов. Разумеется, мы помним и о том, что все мы либо «жаворонки», либо «совы», которым соответственно лучше работается в утренние и вечерние часы. К тому же, у всех разный темперамент, а, значит, и разные способы деятельности. В частности, считается, что флегматикам требуется дольше настраиваться, «раскачиваться», прежде чем они способны продуктивно работать, но зато они могут сохранять работоспособность в течение длительного времени. Холерики наоборот - мгновенно врабатываются, но и быстро выдыхаются, длительный умственный труд для них тяжек.

· Физическое и эмоциональное состояние человека тоже оказывает влияние (и иногда решающее!) на эффективность процесса запоминания.Существенно влияние на концентрацию внимания оказывает уровень эмоций. Слишком сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, мешают сосредоточенности на главном, навязчивые мысли, стресс – всё это делает умственный труд неэффективным.

Особенно часто это происходит при:

· спешке, беспокойстве, озабоченности, рассеянности;

· постоянном прерывании работы и отвлекающих факторах;

· поглощенности другим делом;

· усталость, сонливость;

· «автоматических» монотонных действиях.

Любой текст нельзя читать неподготовленным, ибо мы помним закон памяти - чем больше знаний в этой области, тем лучше запоминание. Для этого необходимы следующие шаги перед чтением или вообще перед восприятием информации:

1. Вспомнить все, что уже известно о предмете речи. Оживить старые знания, а для этого, может быть, вспомнить основные термины, просмотреть словарь, справочник, лекции, конспекты, учебник.

2. Задать себе вопросы: как это связано с тем, что я уже знаю? Как это согласуется или противоречит тому, что я знаю? Где это можно использовать? Что наиболее ценное из этого стоит запомнить надолго?

3. Помнить твердо: если сейчас трудно, то по мере расширения знаний процесс запоминания ускоряется и облегчается. Это похоже на снежный ком: сначала надо зачерпнуть снег и слепить снежок, и это трудоемко, холодно и даже отчасти больно, зато после можно надеть варежки и катить себе этот снежок в свое удовольствие, он сам будет расти на глазах.

Чем больше каналов ввода информации, тем лучше запоминание. Именно поэтому рекомендуется записывать основные положения текста, делать конспект на лекции. Студенты очень часто недоумевают: зачем лекции, если сейчас есть любые книги, Интернет, CD-диски и т.д. Дело в том, что лекция – это самый эффективный путь усвоения и запоминания информации, так как является самым многоканальным способом ввода в память. Существует правило трех «З» при прослушивании лекции: задуматься, запомнить, записать. Мы слушаем (вербальная память), обдумываем (логическая память), слушаем с интересом остроумные комментарии лектора, красочные примеры, которые он приводит и т.д. (эмоциональная память), пишем (кинестетическая память), читаем написанное (зрительная память). Поэтому хорошая лекция представляет собой концентрированный, «сжатый», предельно адаптированный для запоминания продукт, который многократно экономит студенческие время и силы и облегчает процесс запоминания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: