Глава 3. Умственный труд и его особенности. Интеллект успеха
Контрольные вопросы
1. Что такое динамическая и статическая работа?
2. Какие компоненты составляют умственный труд?
3. Что такое условия труда, и от каких групп факторов зависит работоспособность человека?
4. По каким параметрам классифицируется труд?
5. Дайте определение тяжести труда и напряженности труда.
6. Как по тяжести и напряженности характеризуется труд студента?
7. Что подразумевается под понятием работоспособность человека?
8. От каких факторов зависит работоспособность?
9. Как оценить работоспособность и динамику работоспособности?
10. От каких факторов зависит работоспособность студента?
11. Как меняется работоспособность студента в течение дня, рабочей недели, учебного года?
12. Какие факторы снижают работоспособность студента?
Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле.
Умственный труд, то есть выполнение работы, связанной с приемом и переработкой информации, требует активного функционирования сенсорного аппарата, а также структур мозга, которые обеспечивают такие психические процессы как память, внимание, мышление, эмоции.
|
|
Различные виды умственного труда предъявляют различные требования к личности работающего.
1. Операторский труд – группа профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Требует постоянного и значительного напряжения внимания.
2. Управленческий труд – это руководители учреждений, предприятий, подразделений, учителя и преподаватели, управляющие учебным процессом. Для данной категории лиц характерно:
· большой объем информации для постоянного использования;
· строгие временные параметры и дефицит времени;
· ответственность за принятие решения.
3. Творческий труд – требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий, высокую интенсивность внимания, напряженность мышления и большой объем памяти.
4. Труд психолога, менеджера, юриста, лингвиста, экономиста – характеризуется высоким нервно - эмоциональным напряжением, контактами с людьми, большим объе-
мом необходимой памяти, напряженностью мышления, а у врача - ответственностью за здоровье и жизнь другого человека.
5. Труд учащихся и студентов – требует напряжения памяти, восприятия, внимания, особенно концентрации и устойчивости внимания. Наличие стрессовых ситуаций - зачетов и экзаменов.
Краткий анализ необходимых свойств личности убеждает нас в том, что, если для общей работоспособности требуются физическое и умственное развитие, хорошие условия труда и крепкое здоровье, то для умственной работоспособности, кроме этих факторов, нужно постоянное внимание, хорошая память, рациональное мышление, выраженные, но не избыточные эмоции.
|
|
Основным условием трудового процесса при выполнении умственной работы является выработка и поддержание устойчивой доминанты (длительно действующего ансамбля нейронов, обеспечивающих определенное поведение человека). Психическая деятельность осуществляется всем мозгом в целом, но различные отделы центральной нервной системы функционируют дифференцированно. В процессе умственного труда принимает участие и кора больших полушарий и подкорковые структуры. Они включаются в единое целое для обеспечения различных по содержанию форм психической деятельности. Следует отметить, что подкорковые образования играют вспомогательную роль, скорее как активирующий фактор, тогда как правое и левое полушария являются непосредственными и обязательными участниками мыслительной деятельности. Таким образом, в умственную деятельность вовлекаются специфические (анализаторные) и неспецифические (ассоциативные зоны коры, лимбическая система) структуры мозга. Во время умственной деятельности локальные процессы захватывают различные корково-подкорковые взаимоотношения в обоих полушариях головного мозга.
Если генерализованные (общие) изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локальные процессы активации наблюдаются при разных видах деятельности в разных областях коры. Чем сложнее работа мозга, тем больше его структур синхронно функционирует. Например, если работа связана с функцией речи, то большую роль играют отделы левого полушария (центры речи). Следует отметить, что в целом способность к анализу выше у «правополушарных людей», а к синтезу – у «левополушарных». Огромная роль принадлежит лобным отделам мозга (ассоциативные отделы), которые объединяют неспецифические формы активности с поступающей чувствительной (афферентной) информацией. Определенное значение имеет пол человека. Так, математические способности больше выражены у мужчин (на одну математически одаренную женщину приходится 13 математически одаренных мужчин). Исследования показывают, что чёткая «сторонность» в работе полушарий при умственной нагрузке больше присуща мужчинам.
Показатели деятельности нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем во время умственной деятельности свидетельствуют о возрастании нервного напряжения, которое обусловлено следующими факторами трудового процесса:
· необходимостью одновременного наблюдения за несколькими меняющимися во времени производственными процессами;
· восприятием и переработкой большого объема различной информации;
· дефицит времени для переработки значимой информации и принятия решения;
· частым переключением внимания с одного объекта наблюдения на другой и необходимостью использования разных информационных потоков;
· необходимостью поддержания в течение длительного времени высокой интенсивности внимания, памяти, мышления;
· выполнением работ в ночное время;
· возможностью возникновения аварийной ситуации и дефицитом времени, отпущенным на ее устранение;
· повышенной ответственность за принимаемые решения.
Специфическая особенность умственного труда - сопутствующее изменение функционального состояния центральной нервной системы. Психические процессы сопровождаются активацией специфических и неспецифических образований мозга.
Генерализованные изменения активности мозга сопровождают любой вид умственного труда, локальные процессы активации развиваются в различных областях коры и глубоких структур мозга в зависимости от вида деятельности. Напряженный умственный труд вызывает включение не только центральной нервной системы, но и эндокринной системы, которая реагирует на стрессовые ситуации, эмоциональные нагрузки выбросом «стрессорных» гормонов. Эмоции выполняют роль организатора целенаправленной умственной деятельности. Для обеспечения умственной деятельности существенное значение имеет активность симпато-адреналовой и гипоталамо - гипофизарно-адренокортикальной систем. Чем больше степень нервно-эмоционального напряжения, тем выше активность этих стресс-реализующих систем.
|
|
Возникновение нервно-эмоционального напряжения при умственной деятельности объясняется тем, что объем информации, которую мозг должен обработать, близок или даже превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Необходимо различать близкие по значению сигналы и выполнять тонкие процессы мышления.
Непродолжительное повышение нервно - эмоционального напряжения имеет положительное значение для деятельности центральной нервной системы, так как в данном отделе возрастает интенсивность обмена веществ и увеличивается скорость переработки информации.
Длительное нервно-эмоциональное напряжение приводит к существенному изменению сердечно-сосудистой системы: возрастают систолический и минутный объем сердца, артериальное давление и отмечается учащение пульса. В состоянии стресса, например, на экзамене, еще больше активируется симпато-адреналовая система. Выделение большого количества адреналина приводит к периферическому спазму сосудов, повышению артериального давления и, кроме того, к выделению большого количества желудочного сока. Таким образом, налицо сразу два фактора, которые могут привести к развитию гипертонической болезни и язвы желудка или двенадцатиперстной кишки.
При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока: он становится интенсивнее в тех отделах, которые принимают непосредственное участие в деятельности. Интенсивность кровотока возрастает при умственном труде, особенно в левом полушарии.
|
|