РАДИКАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ
Радикальная феминистская теория оформилась в конце 60-х — начале 70-х годов XX века, когда группа женщин, участвовавших в борьбе за гражданские права и антивоенном движении, осознали то угнетение, которому они подвергаются со стороны мужчин: во время аитиииаугура-циошюго собрания в 1959 году, когда женщины пытались представить свою феминистскую позицию, мужчины из аудитории начали высмеивать, освистывать и оскорблять их, причем некоторые мужчины зашли так далеко, что стали выкрикивать непристойности в адрес женщин, находящихся на сцене. Радикальный феминизм родился, таким образом, как реакция на теории, организации и поведение мужчин из «новых левых».
Подавление женщин вызвано доминированием мужчин, значит, так как проблема в мужчинах, социалистические изменения общества ни к чему не приведут. Следовательно, женщины должны создавать свои собственные общественные институты и ужесточить отношения с мужчинами. Создавая женские общественные институты, женщины начнут полагаться па других женщин, а не на мужчин. Для борьбы с сексизмом экстремистски настроенные радикальные феминистки призывают отказаться от гетеросексуальных отношений и оправдывают превращение всех женщин в лесбиянок. Это будет общество, где женские способности к участию, интуиции, воспитанию детей будут доминировать.
Конечно, среди последовательниц радикального феминизма меньше согласия, чем среди приверженцев других моделей. План полного преобразования общества еще нуждается в доработке, особенно в той части, где описывается роль мужчин в «женском» мире. Убеждение в том, что мужская власть является основной характеристикой общества, которое подавляет женщин, — элемент, объединяющий разрозненные представления радикального феминизма.
1. Во главе стоит харизматический лидер, который либо «получил откровение от Бога», либо считает себя посланцем Бога с уникальным доступом к Всемогущему, либо «стал живым Богом».
2. Лидер создает особую коммуну (общину, семью), в которой становится духовным (истинным, божественным) отцом. Первоначально такие общины размещаются в какой-то определенной местности. Когда сектанты выезжают в другие регионы, им все равно предписывается совместное проживание.
3. В общине устанавливаются обязательные для всех нормы поведения. Причем очень часто эти нормы носят абсурдный характер.
4. Со стороны лидеров осуществляется строгий контроль за членами секты.
5. Вступающие в некоторые секты принимают новые имена. Обычно это происходит при крещении, посвящении или инициации.
6. Представители многих сект придерживаются апокалипсического взгляда на мир, в связи с чем часто отказываются от собственного
имущества.
7. Обычно сектантов объединяет крайняя озабоченность смыслом жизни и ощущение единства не только с самим собой и не только с другими, но и со всей Вселенной.
8. Психическое состояние многих сектантов можно сравнить с неврозом навязчивых состояний.
9. Провозглашаемые идеи и цели деятельности секты персонифицируются в конкретных носителях и исполнителях. В первую очередь — в лидерах секты, что приводит к их идеализации и культу.
10. Члены секты отождествляют себя с идеей (учением) через признание авторитета лидеров и всех тех, кто выражает, отстаивает, воплощает в жизнь эти идеи (учения), в результате чего возникают потребность приобщить себя к их числу, затем — солидарность и единодушие, скрепление общей идеей (учением). Одновременно с усилением солидарности в своей группе возникает гордость за нее, переоценка ее достоинств и предубеждение в отношении других групп, враждебность к ним, недооценка возможностей этих групп, т. е. срабатывает такой механизм межгрупповой формы социальной перцепции, как впутригрупповой фаворитизм.
11. Нетерпимое отношение к официальной Церкви и другим религиозным течениям. При этом собственные взгляды провозглашаются истинными.
12. В случае противодействия сектантам со стороны общества происходит экстремизация их убеждений, повышается агрессивность и осуществляется переход на конспиративную деятельность.
13. В большинстве сект почти всем членам вменяется в обязанность миссионерская деятельность.
14. Учения многих сект являются по сути своей эклективными.
15. Разные секты используют различные ключевые слова, т. е. словарь, который имеет особое, исключительное значение для адептов и который должен быть непонятным для непосвященных.
Домашнее задание:
Задание 1. Составьте кроссворд по данной теме (10 вопросов).
Задание 2. Ответьте на вопросы:
- Какие методологические проблемы возникают в больших социальных группах?
- Наиболее распространенное понятие для описания особенностей психического склада этнической (национальной группы) это…
а) этнопсихология;
б) эмоциональная сфера;
в) национальный характер;
г) этноцентризм;
3. Какова структура психологии больших социальных групп?
3. Конспектирование (по выбору).
Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии / А.П. Назаретян. – СПб., 2003. – С. 20-46.
Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии / А.П. Назаретян. – СПб., 2003. – С. 61-85.