Интерактивные, творческие, дополнительные задания для организации самостоятельной работы студентов
Тестовое задание для самоконтроля
Вопросы по дисциплине для самоконтроля
1. Инновационные процессы: исторический аспект и современность.
2. Основные понятия педагогической инноватики: новшество, новация, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность.
3. Характеристика законов реализации инновационного процесса.
4. Условия, критерии оценки эффективности инновационных процессов.
5. Характеристика инновационного потенциала образовательного учреждения (на конкретном примере).
6. Педагогические новшества: уровни, классификации, характеристика.
7. Инновационная деятельность педагога. Характеристика ее структурных компонентов.
8. Субъекты инновационной деятельности и их характеристика (по Э. Роджерсу): новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся).
9. Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Характеристика режимов жизнедеятельности. Программа развития образовательного учреждения.
|
|
10. Педагогический эксперимент как технология разработки и реализации инноваций.
11. Педагогическое проектирование как технология разработки и реализации инноваций.
12. Характеристика инновационных процессов в образовании Российской Федерации.
13. Основы организации экспертизы в образовании. Структура аппарата экспертизы. Принципы организации экспертизы. Типология экспертизы инновационной деятельности.
14. Методы экспертной деятельности. Критерии экспертизы. Процедура проведения экспертизы. Форма и порядок представления результатов экспертизы.
15. Характеристика основных документов государственной политики в сфере образования (Например, Стратегия развития образования до 2020 г, Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования до 2015г.», Национальная инициатива «Наша новая школа» (2009г.))
1. Вставить пропущенные слова: А) … То, что эффективно решает проблемы вне зависимости от того, когда оно возникло; Б) понятие … часто употребляется как синоним понятию «искусство»; В) впервые созданное адекватно …, т.е. вновь установленной истине.
2. Выберите верное утверждение: А) новизна – средства относительные как в личностном, так и во временном плане; Б) в педагогической науке выделяют четыре типа новизны: абсолютная, относительная, псевдоновизна, изобретательские мелочи. В) содержание педагогических новшеств может касаться педагогической деятельности в целом или отдельных её составляющих (содержания, процессов обучения, воспитания, управления, организации).
|
|
3. Сущность какого закона раскрыта в следующей фразе: Любой инновационный процесс в системе образования с неизбежностью вносит при своей реализации необратимые разрушительные изменения в педагогическую среду: А) закон параллельного действия; Б) закон эффективной организации педагогического процесса; В) финальной реализации инновационного процесса; Г) Закон необратимой дестабилизации педагогической среды.
4. На данном этапе развития педагогической практики наиболее актуальными технологиями реализации инновационной деятельности являются: А) проектирование; Б) метод проб и ошибок; В) педагогический эксперимент; Г) заимствование чужого опыта.
5. Оцените каждое суждение об инновационной деятельности педагога как акмеологическое: А) личностную категорию, созидательный процесс и результат творческой деятельности; Б) Участие в опытно-экспериментальной работе в образовательном учреждении; В) Разработку, реализацию заимствованных из чужого опыта новшеств.
6. Выберите верное утверждение: инновационная деятельность – это: А) комплексный целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества; Б) изменение, совершенствование, реформирование; В) совокупность ряда нововведений.
7. Укажите в предложенном высказывании ложные утверждения: «Творческая индивидуальность педагога является личностной категорией, которая включает: физическую активность; интеллектуальные способности; творческую инициативу; зависимость от внешних обстоятельств; чувство новизны; отсутствие сомнений; внутренний конформизм; широта и глубина знаний».
8. Установите соответствие в характеристиках центрации педагога: 1) начинающий педагог – сосредоточенность на интересах учащихся; 2) педагог с небольшим стажем работы – совместный творческий поиск, сосредоточенность на способах работы; 3) опытный педагог – сосредоточен на себе, своих переживаниях, своём поведении.
9. К положительным факторам психологической защиты в инновационной деятельности относятся (нужное подчеркнуть): 1) проведение в жизнь скоропалительных, недостаточно продуманных инновационных решений; 2) изменение стереотипов поведения, обновление поведения; 3) активизация деятельности инноваторов по развитию замысла; 4) информация о непроработанных инновационных решениях; 5) указание коррекции своей деятельности; 6) активизируют педагогическое сообщество.
10. Вставить пропущенные слова: эффективная инновационная деятельность может быть осуществлена … и профессионально ориентированным субъектом, … уровнем интеллектуальной инициативы на фоне доминанты мотива … в профессиональной среде.
1). Составьте фокусированный список основных проблем, связанных с темой «Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс».
2). На основе типологии инновационных стратегий, составьте список возможных технологий и действий менеджера, педагога по внедрению инноваций в ОУ. Результаты представьте в таблице.
Таблица
Содержание деятельности менеджера образования
по введению инноваций
Способы введения инноваций | Технология введения новшеств | Возможные действия, проекты |
развитие своего собственного опыта; | ||
заимствование кем-то созданного опыта; | ||
освоение научных разработок; | ||
метод проб и ошибок; |
3). На основе автореферата канд. диссертации, разработайте программу опытно-экспериментальной работы в ОУ.
4). Выделите идеи зарубежной образовательной практики, которые могут быть заимствованы как инновации в системе образования РФ. Результаты представьте таблицей.
Идея зарубежного опыта | Инновационные проекты в российском образовании |
5). Заполните таблицу, позволяющую оценить содержание и эффективность инновационных процессов. Воспользуйтесь материалами, соответствующими своей магистерской программе.
|
|
Таблица
Содержание и эффективность инновационных процессов
в системе образования РФ
Направления изменений | Уровень (федеральный, региональный, муниципальный, ОУ) | Содержание изменений | Критерий оценки | Оценка по критерию |
Новые образовательные стандарты | ||||
Непрерывное образование | ||||
Сетевая организация образования | ||||
Становление системы оценки качества образования как общественного договора | ||||
Глобализация и интернационализация образования в России | ||||
Продолжите список |
6). Выберите самостоятельно инновационный проект (программу развития ОУ) или программу опытно - экспериментальной работы конкретного ОУ и разработайте аппарат экспертизы. Результаты представьте в таблице.
Аппарат экспертизы | Инновационный проект |
Объект | |
Предмет | |
Цель | |
Процедура | |
Средства | |
Продукт |
7). Разработайте структуру карты экспертной оценки выбранного самостоятельно инновационного проекта (программы развития ОУ) или программы опытно-экспериментальной работы конкретного ОУ.