Учебно-методический комплекс по дисциплине

Интерактивные, творческие, дополнительные задания для организации самостоятельной работы студентов

Тестовое задание для самоконтроля

Вопросы по дисциплине для самоконтроля

1. Инновационные процессы: исторический аспект и современность.

2. Основные понятия педагогической инноватики: новшество, новация, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность.

3. Характеристика законов реализации инновационного процесса.

4. Условия, критерии оценки эффективности инновационных процессов.

5. Характеристика инновационного потенциала образовательного учреждения (на конкретном примере).

6. Педагогические новшества: уровни, классификации, характеристика.

7. Инновационная деятельность педагога. Характеристика ее структурных компонентов.

8. Субъекты инновационной деятельности и их характеристика (по Э. Роджерсу): новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся).

9. Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Характеристика режимов жизнедеятельности. Программа развития образовательного учреждения.

10. Педагогический эксперимент как технология разработки и реализации инноваций.

11. Педагогическое проектирование как технология разработки и реализации инноваций.

12. Характеристика инновационных процессов в образовании Российской Федерации.

13. Основы организации экспертизы в образовании. Структура аппарата экспертизы. Принципы организации экспертизы. Типология экспертизы инновационной деятельности.

14. Методы экспертной деятельности. Критерии экспертизы. Процедура проведения экспертизы. Форма и порядок представления результатов экспертизы.

15. Характеристика основных документов государственной политики в сфере образования (Например, Стратегия развития образования до 2020 г, Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования до 2015г.», Национальная инициатива «Наша новая школа» (2009г.))

1. Вставить пропущенные слова: А) … То, что эффективно решает проблемы вне зависимости от того, когда оно возникло; Б) понятие … часто употребляется как синоним понятию «искусство»; В) впервые созданное адекватно …, т.е. вновь установленной истине.

2. Выберите верное утверждение: А) новизна – средства относительные как в личностном, так и во временном плане; Б) в педагогической науке выделяют четыре типа новизны: абсолютная, относительная, псевдоновизна, изобретательские мелочи. В) содержание педагогических новшеств может касаться педагогической деятельности в целом или отдельных её составляющих (содержания, процессов обучения, воспитания, управления, организации).

3. Сущность какого закона раскрыта в следующей фразе: Любой инновационный процесс в системе образования с неизбежностью вносит при своей реализации необратимые разрушительные изменения в педагогическую среду: А) закон параллельного действия; Б) закон эффективной организации педагогического процесса; В) финальной реализации инновационного процесса; Г) Закон необратимой дестабилизации педагогической среды.

4. На данном этапе развития педагогической практики наиболее актуальными технологиями реализации инновационной деятельности являются: А) проектирование; Б) метод проб и ошибок; В) педагогический эксперимент; Г) заимствование чужого опыта.

5. Оцените каждое суждение об инновационной деятельности педагога как акмеологическое: А) личностную категорию, созидательный процесс и результат творческой деятельности; Б) Участие в опытно-экспериментальной работе в образовательном учреждении; В) Разработку, реализацию заимствованных из чужого опыта новшеств.

6. Выберите верное утверждение: инновационная деятельность – это: А) комплексный целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества; Б) изменение, совершенствование, реформирование; В) совокупность ряда нововведений.

7. Укажите в предложенном высказывании ложные утверждения: «Творческая индивидуальность педагога является личностной категорией, которая включает: физическую активность; интеллектуальные способности; творческую инициативу; зависимость от внешних обстоятельств; чувство новизны; отсутствие сомнений; внутренний конформизм; широта и глубина знаний».

8. Установите соответствие в характеристиках центрации педагога: 1) начинающий педагог – сосредоточенность на интересах учащихся; 2) педагог с небольшим стажем работы – совместный творческий поиск, сосредоточенность на способах работы; 3) опытный педагог – сосредоточен на себе, своих переживаниях, своём поведении.

9. К положительным факторам психологической защиты в инновационной деятельности относятся (нужное подчеркнуть): 1) проведение в жизнь скоропалительных, недостаточно продуманных инновационных решений; 2) изменение стереотипов поведения, обновление поведения; 3) активизация деятельности инноваторов по развитию замысла; 4) информация о непроработанных инновационных решениях; 5) указание коррекции своей деятельности; 6) активизируют педагогическое сообщество.

10. Вставить пропущенные слова: эффективная инновационная деятельность может быть осуществлена … и профессионально ориентированным субъектом, … уровнем интеллектуальной инициативы на фоне доминанты мотива … в профессиональной среде.

1). Составьте фокусированный список основных проблем, связанных с темой «Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс».

2). На основе типологии инновационных стратегий, составьте список возможных технологий и действий менеджера, педагога по внедрению инноваций в ОУ. Результаты представьте в таблице.

Таблица

Содержание деятельности менеджера образования

по введению инноваций

Способы введения инноваций Технология введения новшеств Возможные действия, проекты
развитие своего собственного опыта;    
заимствование кем-то созданного опыта;    
освоение научных разработок;    
метод проб и ошибок;    

3). На основе автореферата канд. диссертации, разработайте программу опытно-экспериментальной работы в ОУ.

4). Выделите идеи зарубежной образовательной практики, которые могут быть заимствованы как инновации в системе образования РФ. Результаты представьте таблицей.

Идея зарубежного опыта Инновационные проекты в российском образовании
   
   
   

5). Заполните таблицу, позволяющую оценить содержание и эффективность инновационных процессов. Воспользуйтесь материалами, соответствующими своей магистерской программе.

Таблица

Содержание и эффективность инновационных процессов

в системе образования РФ

Направления изменений Уровень (федеральный, региональный, муниципальный, ОУ) Содержание изменений Критерий оценки Оценка по критерию
Новые образовательные стандарты        
Непрерывное образование        
Сетевая организация образования        
Становление системы оценки качества образования как общественного договора        
Глобализация и интернационализация образования в России        
Продолжите список        

6). Выберите самостоятельно инновационный проект (программу развития ОУ) или программу опытно - экспериментальной работы конкретного ОУ и разработайте аппарат экспертизы. Результаты представьте в таблице.

Аппарат экспертизы Инновационный проект
Объект  
Предмет  
Цель  
Процедура  
Средства  
Продукт  

7). Разработайте структуру карты экспертной оценки выбранного самостоятельно инновационного проекта (программы развития ОУ) или программы опытно-экспериментальной работы конкретного ОУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: