Тема 1.2. История диагностики отклонений в развитии

Тема 1.1. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики

Раздел 1. Психолого-педагогическая диагностика

Программа дисциплины

Содержание дисциплины

Психодиагностика как область психологии и как сфера деятельности. Место психодиагностики в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития. Взгляды Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского на проблему изучения нарушений развития. Основные теоретико-методологические положения современной диагностики и изучения отклоняющегося развития.

Клиническое направление в изучении отклонений в развитии. Первые сведения о заболеваниях нервной системы. Зарождение клинической диагностики в античности. Демонологическая интерпретация душевных расстройств и аномалий в христианстве. Появление модели болезни как объяснения отклонений в поведении в эпоху Просвещения. Философский анализ отклоняющегося развития. Первая классификация душевнобольных Ф. Платера. Начало диагностики психических расстройств у детей. Вклад французской психиатрической школы в учение о слабоумии. Систематизация слабоумия.

Психолого-педагогическая теория и практика диагностики отклоняющегося развития….?

Тема 1.3. Задачи и принципы диагностики аномального развития

Задачи психолого-педагогической диагностики: выявление детей с проблемами в развитии, определение их образовательных потребностей, определение путей коррекции и компенсации нарушений, определение оптимального педагогического маршрута. Специфические задачи и круг проблем этапов (форм) диагностики недостатков развития: скрининговая диагностика, дифференциальная диагностика, феноменологическая диагностика (углубленное психолого-педагогическое изучение), динамическое обследование, итоговая диагностика. Направления диагностики отклонений в развитии: клинико-психологическое, психолого-педагогическое, социально-психологическое, консультативное.

Принцип гуманности. Конкретно-методологические, объяснительные принципы различных феноменов отклоняющегося развития (И.И. Мамайчук): онтогенетический принцип, принцип системно-структурного подхода, принцип уровневого анализа. Конкретно-методические принципы организации и проведения исследования (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная): принцип комплексного изучения, принцип всестороннего, системного и целостного изучения, принцип динамического изучения, принцип качественно-количественного подхода, принцип индивидуального подхода, принцип учета потенциальных возможностей ребенка, принцип единства диагностической и коррекционной помощи. Этические требования к проведению психологического исследования и психодиагностики. Социально-этические требования к психодиагносту. Морально-этические нормы психодиагностики. Специфические этические проблемы психодиагностики лиц с отклонениями в развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: