Тема 1.8. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

Критерии классификации психодиагностических методов. Группа строгоформализованных методик.Определение тестовых методик. Основания для выделения подклассов тестов: по форме, по содержанию. Индивидуальные и групповые тесты. Устные и письменные тесты. Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Вербальные и невербальные тесты. Тесты интеллекта. Тест Амтхауэра. Тест «Прогрессивные матрицы Равена». Тесты способностей. Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда. Тест изучения технического понимания Беннета. Миннесотский конторский тест. Тесты личности. Тесты достижений.

Определение опросников как группы психодиагностических методик. Виды личностных опросников по форме и по содержанию. Закрытые личностные опросники. Открытые личностные опросники. Типологические опросники. Опросник Г.Ю. Айзенка. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI). Опросники черт личности. 16–факторный личностный опросник Р.Кеттелла. Патохарактерологический личностный опросник А.Е. Личко, Н.Я. Иванова. Опросники–анкеты. Биографические анкеты. Заочные и прямые биографические анкеты.

Определение и характеристика методик проективной техники. Методика «Рисунок семьи». «Методика рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. Тест руки Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э.Вагнеру. Детский апперцептивный тест Э.Криса. Ограничения применения строгоформализованых психодиагностических средств в отношении лиц с проблемами развития. Группа малоформализованных методик. Анализ продуктов деятельности, контент-анализ. Ограничения применения малоформализованных психодиагностических средств в отношении лиц с проблемами развития.

Основные методы психолого-педагогической диагностики – наблюдение, эксперимент. Дополнительные методы – анализ документации, беседа, опросники, тестирование, анализ продуктов деятельности. Проблемы организации наблюдения за ребенком с отклоняющимся развитием и качественной оценки зафиксированных характеристик. Причины необходимости модификации экспериментальных методик для специальной диагностики. Констатирующий, формирующий эксперимент. Формы и этапы помощи при проведении эксперимента. Беседа с обследуемым ребенком. Применение опросников как диагностического метода в специальной психологии. Проблемы тестирования лиц с отклонениями в развитии. Метод рисунков при изучении уровня возрастного развития и личностных особенностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: