Тема 2.1. Теории интеллекта в психологии и их влияние на формирование представлений о нарушениях психического развития
Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением интеллекта
Тема 1.14. Психолого-педагогическая поддержка семьи, психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями развития
Тема 1.13. Психокоррекция и ее методы
Понятие «Психологическая коррекция». Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога (отличие психокоррекции от психотерапии). Виды, цели и задачи психологической коррекции. Модели психокоррекционной работы Принципы психокоррекционной работы. Методы практической психокоррекции.
Методологические и теоретические основы коррекционно-развивающей работе в специальном образовании. Терминологические и содержательные проблемы психологической коррекции в работах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, О.А. Карабановой, И.И. Мамайчук. Системный подход к разработке психокоррекционных технологий. Методические требования к составлению психокоррекционных программ. Блоки психокоррекционного комплекса: диагностический, коррекционный, оценочный, прогностический. Иерархический принцип психологической коррекции (принцип коррекции «сверху вниз»). «Принцип замещающего онтогенеза» в построении коррекционной работы. Системный принцип соотношения направленности коррекционной деятельности. Принцип комплексности.
|
|
Теоретические основы организации психологической работы с семьей. Формы работы психолога с родителями. Психологическое просвещение родителей. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Понятие, цель, компоненты психологического сопровождения детей и подростков с нарушениями развития.
Влияние взглядов Ч. Спирмена, Ф. Вернона, Льюиса Терстоуна, С. Барта, Раймонда Кеттела, Дж. Гилфорда, Ф. Гальтона, Л. Термена, Роберта Стернберга, Ховарда Гарднера и др. на возможность построения теоретической модели интеллекта при нарушенном психическом развитии.
Определение мышления как целенаправленного процесса идеального преобразования способов предметно-чувственной действительности, способов целесообразного отношения к окружающей действительности. Этапы развития мышления. Характеристика формирования наглядно-действенного мышления. Ограничения в овладении наглядно-действенным мышлением в условиях отклонений развития. Характеристика формирования наглядно-образного мышления. Специфика наглядно-образного мышления при отклонениях развития. Характеристика формирования словесно-логического мышления. Три способа решения мыслительной задачи (способы действия). Форма мыслительного действия: материальная, материализованная, внешнеречевая, умственная. Техника оперирования (особенности способов осуществления): хаотическое, соотнесение взглядом, идеальное, опосредованное словом.