Тема 4.1. Психологическое обследование лиц с нарушениями зрения
Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением зрения
Задание № 1. Подготовка к семинарскому занятию
Содержание: студенты прорабатывают вопросы, предложенные к семинарскому занятию № 1, тема 4.1., раздел 4
Задание № 2. Проработка лекционного материала
Задачи изучения темы: учиться систематизировать учебный материал, оформлять его в виде блок-схемы
Содержание: студенты прорабатывают лекционный материал о целях, задачах, направлениях работы, содержании работы тифлопсихолога, оформляют ответ в виде блок-схемы.
Задание № 3. Анализ диагностических методик для психологического изучения детей с нарушениями зрения
Задачи изучения темы: знакомиться и анализировать методики психологического изучения детей с нарушениями зрения
Содержание: студенты знакомятся с методиками «Коробка форм», «Пирамидка», «Мисочки», «Разрезные картинки», «Конструирование по образцу», «Свободный рисунок», «Рисунок человека», «Свободная игра», «Дорисовывание фигур», «Повторение слов и предложенией», «Вопросы к картинкам», выделяют особенности адаптации стимульного материала и адаптации методик по процедуре проведения.
|
|
Литература:
1. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении / Под ред. Л.И. Солнцевой. М., 2001.
2. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. 1998, № 4.
Задание № 1. Подготовка к семинарскому занятию
Содержание: студенты прорабатывают вопросы, предложенные к семинарскому занятию № 2, тема 4.2., раздел 4
Задание № 2. Составление диагностического пакета
Задачи изучения темы: учиться оформлять диагностический пакет, содержащий материалы для обследования дошкольника с нарушением зрения, материалы для обследования зрительного восприятия и пространственной ориентировки
Содержание: студенты оформляют схемы и подбирают стимульный материал для обследования:
– ориентированности в окружающем мире
– познавательной деятельности (исследование осязательного восприятия, слухового восприятия, общей моторики, внимания, памяти, мышления, общения)
– психолого-педагогического обследования зрительного восприятия (исследование восприятия цвета, размера, восприятия и воспроизведения сложной формы, зрительного внимания, восприятия сюжетных изображений)
– обследование уровня готовности к обучению пространственной ориентировке (исследование готовности сохранных сенсорных систем к отражению свойств и признаков предметного мира, сформированности представлений о предметах, заполняющих знакомое замкнутое пространство, умения ориентироваться на собственном теле и его микропространстве, состояния общей моторики и сформированности правильной позы, походки, сформированности представлений об окружающем пространстве)
|
|
Литература:
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.
Задание № 3. Обследования готовности детей с нарушениями зрения к усвоению программы по тифлографике
Задачи изучения темы: учиться определять уровень готовности детей с нарушениями зрения к усвоению программы по тифлографике
Содержание: студенты выходят в специализированное дошкольное образовательное учреждение для детей с нарушениями зрения, заполняют карту готовности детей с нарушениями зрения к усвоению программы по тифлографике
Литература:
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.
Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.
Задание № 4. Изучение уровня сформированности неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения
Задачи изучения темы: учиться определять уровень сформированности неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения
Содержание: студенты выходят в специализированное дошкольное образовательное учреждение для детей с нарушениями зрения, заполняют карту сформированности неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения, на основании критериев определяют уровень сформированности неречевых средств общения.
Литература:
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.
Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.