1. Валидность – способность методики измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить.
2. Выборка стандартизации – выборка испытуемых, на которой определяются статистические нормы.
3. Диагностическая концепция – теоретически постулированная система психических свойств, значимых для осуществления определенной деятельности.
4. Дискриминативность – способность отдельных заданий теста и теста в целом диффиренцировать обследуемых относительно «максимального» и «минимального» результатов теста.
5. Достоверность теста – психометрическое свойство теста, обеспечивающее защиту его результатов от сознательных фальсификаций или непреднамеренных мотивационных искажений.
6. Измерение – процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.
7. Интеллектуальные качества – качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта, то есть способности личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее.
8. Коэффициент интеллектуальности – количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста.
9. Личностная диагностика – диагностика, направленная на получение информации о темпераменте, характере, когнитивном стиле, мотивах, интересах и других психических свойствах, определяющих общую направленность и стиль деятельности человека.
10. Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию случайных, постоянных фактов.
11. Проективные методики – методики, основанные на феномене проекции.
12. Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду.
13. Психометрия – матемизированная технология создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик.
14. Репертуарные решетки - особый класс методик для изучения системы индивидуальных представлений.
15. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности.
16. Семантический дифференциал – методика исследования индивидуальной или групповой системы представлений
17. Тестовый интеллект – интеллект, выявленный с помощью типичных тестов IQ множественного выбора.
18. Тесты достижений – тесты, направленные на измерение уровня знаний, умений и навыков в конкретной области.
19. Тесты интеллекта – группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов.
20. Умственное развитие – совокупность знаний, умений и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний.
21. Шкала – форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему.
22. L-данные – данные, получаемые путем регистрации каких-либо проявлений в реальной жизни.
23. Q-данные – тип данных, получаемых с помощью опросников и другихметодов самооценок.
24. T-данные - данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процеду
25.
2.Методические указания по изучению курса «Психолого-педагогическая диагностика»
8.1 Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы студентов при изучении курса «Психодиагностика»
Самостоятельная работа студентов - особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя.
Задание № 1 – составление каталога психодиагностических методик
Цель задания – ознакомление с наиболее популярными и универсальными методиками психологической диагностики и их практическим применением
Содержание задания – в течение всего курса студенты должны подготовить краткое описание наиболее известных психодиагностических методик
Особенности выполнения задания – краткая характеристика методика включает ответы на следующие вопросы:
- кто является автором методики
- что можно оценить с помощью этой методики
- область применения методики
- имеющиеся варианты методики
- на какой возраст рассчитана методика
- что представляет собой стимульный материал
-
На что следует обратить особое внимание
- количество методик в каталоге должно быть не меньше 30
- вести каталог следует вести в течение всего учебного года
Рекомендуемая литература
14. Общая психодиагностика/ под ред.А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987, 2000
15. Альманах психологических тестов. М., 1995
16. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989
17. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // под ред. И.В.Дубровиной М., 1987
18. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под ред. А.Ф.Кудряшова Петрозаводск, 1992
19. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Методики психодиагностики в спорте М., 1984
20. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика// под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева М., 1984
21. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /под ред. А.А.Крылова, Л.,1990
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие М.,1996
23. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике М.,1992
24. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: методическое рук., М., 1990
25. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов М., 1996
26. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб: Речь, 2002