Введение. Сегодня сложилось достаточно широкое и устойчивое образовательное пространство, обеспеченное одобренными Министерством образования РФ учебно-методическими

Сегодня сложилось достаточно широкое и устойчивое образовательное пространство, обеспеченное одобренными Министерством образования РФ учебно-методическими комплектами (УМК).

«Технология» (Т. М. Геронимус).

«Технология» для сельских общеобразовательных школ (под ред. В. Д. Симоненко).

«Изобразительное искусство», включающее художественный труд» (Б. М. Неменский).

«Изобразительное искусство», включающее художественный труд» (Т. Я. Шпикалова).

«Технология» (О. А. Куревина, Е. А. Лутцева).

«Технология» (Е. А. Лутцева).

«Технология» (Н. М. Конышева).

«Технология и художественный труд» (Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова).

2. Особенности программы «Технология» (под ред. В. Д. Симоненко)

Прогресс современного общества невозможен без развития свободного творческого труда. А это требует от человека воспитания трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет.

Проблема формирования и развития трудолюбия актуальна в силу ряда причин:

- трудовая деятельность необходима для полноценного физического и психического развития личности человека;

- лишенный трудолюбия ребенок оказывается неадаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизнедеятельности;

- отсутствие у школьника потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности.

Решить эту проблему затруднительно вне системы технологического образования. Поэтому формирование технологического мышления и технологической культуры школьников, начиная с 1-го класса, имеет принци­пиальное значение в системе образования, воспитания и развития подрастающих поколений.

Технологическая культура обучающихся предполагает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг, использование компьютерных технологий, изучение социальных и экологических последствий применения технологии, методы борьбы с загрязнением окружающей среды, освоение культуры труда (планирования и организации трудового процесса, технологической дисциплины, оснащения рабочего места, обеспечения безопасности труда, компьютерная работа с документацией, психология человеческого общения, культура человеческих отношений), освоения основ предпринимательской деятельности и основ творческой деятельности, выполнения творческих проектов (определение потребностей и возможностей проектной деятельности, сбор и анализ информации, выдвижение идеи проекта, исследование этой идеи, планирование, организация и выполнение работы и ее оценка).

Технологическое обучение во главу угла ставит интеллектуально-творческое развитие ученика, не только ориентирующегося в окружающей жизни, ее проблемах, но и способного преобразовывать мир и себя самого, умеющего находить способы и алгоритмы решения разнообразных жизненных задач, обладающего опытом проектной творческой деятельности.

Пропедевтический этап технологического образования младших школьников может быть назван «Введение в технологические процессы». Именно в этот период должны закладываться основы графической, экономической, экологической, социально-бытовой культуры учеников и алгоритмы преобразовательной деятельности.

«Технология» - наука о получении и преобразовании сырья, материалов, энергии и информации. «Технология» как образовательная область представляет собой значительно углублённый курс политехнического образования в сравнении с тем, который отводился предмету «Трудовое обучение».

Образовательная область «Технология» является инвариантным компонентом образования. Но в соответствии с материально-техническими возможностями школы учитель может варьировать содержание отдельных разделов.

Образовательная область «Технология» воплощает в себе идеи практического обучения детей, выдвинутые еще Я. А. Коменским, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и преломленные современностью. Этот предмет синтезирует развиваемые ранее направления трудового обучения в одну интегрированную модель, дающую учащимся достаточно полное представление о технико-технологической стороне окружающего мира, способствует более осознанному усвоению технологической культуры.

Программа «Технология» подготовлена временным научным коллективом под руководством В. Д. Симоненко и Ю. Л. Хотунцева. Переход на работу по этой программе начался с 1996-1997 учебного года. Программа ориентирована на массовую общеобразовательную школу по 2 ч/нед. Рекомендуется опытным учителям общеобразовательных учреждений с оснащенной учебно-материальной базой. (Дооснащения требуют разделы: электрорадиотехнология, высокие и информационные технологии.)

3. Характеристика образовательной области «Технология»

Охарактеризуем педагогическое предназначение образовательной области «Технология».

Основным педагогическим предназначением образовательной области «Технология» в системе образования является обеспечение эффективного социально-трудового становления школьника; формирование у него культуры труда; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; формирование гуманистически ориентированного природосообразного мировоззрения и преобразующего мышления.

В системе составляющих общего образования «Технология» выполняет важные функции развития учащихся, которые связаны с тем, чтобы:

- сформировать внутреннюю потребность и уважительное отношение к труду;

- сформировать систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности;

- способствовать трудовому, этическому, эстетическому, экологическому, предпринимательскому, графическому и информационному образованию и развитию;

- ознакомить с различными видами профессиональной деятельности;

- обеспечить выявление и развитие творческих способностей в созидательной и преобразовательной деятельности, формирование и расширение познавательных интересов;

- предоставлять возможность для самореализации, самоутверждения и социализации в коллективе сверстников в период обучения.

Выполняя свое предназначение, образовательная область «Технология» вносит существенный вклад в становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе способности и потребности к физическому, умственному труду, постоянному самосовершенствованию. Образовательная область «Технология» играет системообразующую роль в формировании нравственно-трудовых качеств личности школьника. Построенная на практическом изучении распространенных технологий, она является основой социально-трудового становления личности учащегося в системе общего образования.

4. Цели и задачи образовательной области «Технология»

Педагогическая роль и предназначение технологической подготовки в системе общего образования определяют цели и задачи программы.

Основной целью образовательной области «Технология» является наиболее полное развитие способностей учащихся к созидательной и преобразовательной деятельности на основе их природных задатков, подготовка на основе научных знаний к решению практических задач, с которыми дети могут встретиться в реальной жизни. Образовательная область нацелена на политехническое развитие учащихся, формирование общетрудовых умений и навыков; воспитание культуры труда, выработку этических норм и правил поведения в процессе трудовой деятельности; ознакомление учащихся с наиболее распространенными и перспективными материальными технологиями (обработка конструкционных материалов, тканей и др.), технологиями использования энергии в бытовых, электрорадиотехнических устройствах, системах автоматики, с основами информационных технологий.

Общей задачей образовательной области «Технология» является формирование у школьников умений осваивать и владеть разнообразными способами и средствами преобразования материалов, энергии, информации, биологических объектов, учитывать возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

В процессе технологической подготовки учащихся с I по IV классы с учетом потребностей школьников и возрастных особенностей их развития должны решаться следующие задачи воспитания и обучения:

- формировать ответственное отношение к результатам своего труда, воспитание технологической дисциплины, трудолюбия и культуры труда;

- формировать технологические знания, практические умения и навыки безопасной работы, необходимые для активного участия в созидательной и преобразовательной деятельности (включая ведение домашнего хозяйства и обеспечение культурного деятельностного досуга);

- расширять политехнический кругозор, графическую грамотность, самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

- развивать навыки проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности в сочетании с формированием готовности к исполнительской деятельности;

- познакомить с миром профессий;

- воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, культуру поведения и бесконфликтного общения, патриотизм на основе изучения художественно-прикладной деятельности, передовых отечественных творческих достижений в области техники и технологии (нравственное воспитание);

- воспитывать бережное отношение к природе и природным ресурсам, формировать активную экологическую жизненную позицию в процессе учебно-трудовой деятельности (экологическое воспитание);

- использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и оформлять их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства, развивать художественную инициативу ребёнка (эстетическое воспитание).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: