Принципы построения содержания образования
Исходя из необходимости учета познавательных интересов личности школьника, достижений педагогической науки, отбор и построение содержания для образовательной области «Технология» строится на следующих принципах:
- распространенность предлагаемых для изучения технологий в сфере производства, сервиса и домашнего быта и наличие в них современных научно-технических достижений;
- политехническая и практическая направленность обучения, наглядность представления методов и средств осуществления технологических процессов;
- четкая конкретизация объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся;
- семантическая согласованность и подчиненность профориентационной, экономической, предпринимательской, информационной и экологической составляющих содержания изучаемым технологиям и видам труда.
6. Структура образовательной области «Технология»
В основе структуры содержания «Технологии» лежит блочно-модульный принцип построения материала. Все содержание составляется из логически законченных элементов - блоков, соответствующих возрастным особенностям развития школьников. Блочно-модульное построение обеспечивает тесную смысловую взаимосвязь и преемственность содержания для всех этапов технологической подготовки учащихся.
Структура «Технологии» представлена четырьмя блоками. Первый блок охватывает период младшего школьного возраста (1-4 классы), второй - период подросткового возраста (5-8 классы), третий - период ранней юности (9-10 классы) и четвертый - период старший юношеский возраст (11-12 классы).
Блоки, в свою очередь, скомпонованы из модулей, которые базируются на конкретных технологических процессах и пронизаны сквозными образовательными линиями.
В первом блоке (1-4 классы) в виде отдельных модулей изучаются, преимущественно, технологии ручной художественно-прикладной обработки природных и искусственных материалов, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических усилий и в то же время способствуют интеллектуальному, физическому, эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся; культура дома (правила поведения, сервировка стола), уход за домом (уборка, мытье посуды, доступные технологии выращивания комнатных и огородных растений, технологии ухода за мелкими домашними животными, декоративной и домашней птицей, аквариумными рыбами, информационные технологии (обучающие игры на ПЭВМ при наличии дисплейного класса), выполнение творческих работ - проектов. Младшие школьники учатся читать и выполнять эскизы объектов труда. Большое внимание уделяется воспитанию добросовестного отношения к труду, изучению его роли в жизни человека и общества. В первый блок включается также материал о распространенных профессиях людей из ближайшего окружения школьников. Для реализации модуля «Электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «Элементы техники» - механические конструкторы.
Модули программы:
- Культура дома.
- Технология обработки материалов и элементы машиноведения.
- Информационные технологии.
- Обработка материалов и элементы техники.
- Электротехника.
- Радиотехника.
- Проект.
Обучение школьников в образовательной области «Технология» строится на основе конкретных технологических процессов. Независимо от технологической направленности обучения, содержанием предусматривается изучение следующих сквозных образовательных линий:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения и графики;
- элементы прикладной экономики и предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, формирование жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на экологию окружающей среды и человека;
- творческая, проектная деятельность.
Важной особенностью данной программы является ее направленность на творческое развитие обучающихся. Творческому и эстетическому развитию обучающихся посвящены разделы «Художественная обработка материалов», «Техническое творчество», «Художественно-декоративное творчество», выполнение проектов небольших творческих работ, выполняемых индивидуально или коллективно под руководством учителя.
В течение всего периода обучения «Технологии» в российской школе каждый учащийся должен выполнить 10 проектов - по одному проекту в год, начиная со второго класса.
Под проектом понимается творческая завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребёнка. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей общества, школы, семьи в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технологических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), ее осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации. Сложность проекта определяется знаниями, умениями и способностями учащихся. Цель проектов - сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные конкурентноспособные потребительские продукты или услуги, способствовать творческому развитию личности.
Во время выполнения проекта учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения проекта на базе предыдущих разделов курса. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена коллективно, частично в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно новом уровне. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.
Внедрение проектного метода в учебный процесс позволит более эффективно реализовать задачи развития учащихся благодаря формированию у них общих приемов умственного труда, овладению алгоритмами решения разнообразных задач, воспитанию трудолюбия, воли, инициативности и других социально значимых качеств личности.
С учетом целей и задач технологического обучения ведущими видами деятельности учеников на уроках технологии наряду с традиционными являются дизайн-анализ изделий, услуг и творческое проектирование.
В начальной школе освоение азов технологической культуры и введение в технологическую среду происходит с учетом возрастных возможностей и интересов учеников. Этот период отличается развитостью эмоционально-образного восприятия, его тесной связью с действием. Но в младшем школьном возрасте уже начинается переход от образного к логическому мышлению на основе усвоения определенных понятий, правил и формирования представлений об объеме и пространстве. Поэтому в ходе технологического образования младших школьников должно происходить становление наглядных представлений о технологическом мире и развитие манипулятивных навыков с помощью ручных технологий (обработка бумаги и картона, природных и текстильных материалов, древесины; освоение различных конструкторов; уход за растениями и домашними животными, самообслуживающий труд).
В результате освоения образовательной области «Технология» учащиеся овладевают инвариантными умениями:
- обосновывать цель деятельности с учетом выявленных общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
- находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;
- проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, требованиями дизайна или художественного оформления, планировать свою практическую деятельность с учетом доступных условий осуществления технологического процесса;
- создавать продукты труда (материальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительной стоимостью;
- выполнять безопасные приемы работ с использованием инструментов, технологических машин и оборудования;
- самостоятельно находить необходимые источники информации и с их помощью овладевать трудовыми, политехническими и специальными знаниями и умениями выполнения операций, пользования средствами труда, которые необходимы для осуществления технологического процесса;
- оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, конструкций материальных объектов труда и технологий их изготовления;
- давать элементарную экологическую оценку технологии и результату труда;
- выдвигать и оценивать предпринимательские идеи;
- ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам профессиональной деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- выполнять работу самостоятельно, а также в составе коллектива на основе делового общения и сотрудничества.
Таким образом, введение технологии как учебного предмета в практику обучения начальной школы позволит не только вооружить учащихся политехническими знаниями, общетрудовыми и специальными умениями, но и максимально развить их индивидуальные возможности и способности, сформировать целостное восприятие окружающей действительности.
Особое внимание уделяется развитию творческого потенциала учащихся в процессе выполнения проектов по преобразованию материи, энергии, информации в конечный потребительский продукт или услуги с учетом экономических и экологических требований, дизайна. Сформированные у школьников при изучении образовательной области «Технология» знания, умения и навыки создают предпосылки для сохранения и развития национальных видов, традиций и особенностей труда и культуры народов России, закладывают фундамент социально-экономического развития страны.
«Технология» Е.А. Лутцевой