Т.М. Геронимус, Н.М. Конышевой

Программы О. А. Куревиной и Е. А. Лутцевой,

План:

1. «Технология» (О. А. Куревина, Е. А. Лутцева).

2. «Технология» (Т. М. Геронимус).

3. «Технология» (Н. М. Конышева).

Литература:

Геронимус, Т. М. 150 уроков труда в 1-4 классах [Текст]: метод. пособие / Т. М. Геронимус. - Тула: ООО "Изд-во "Родничок"; М.: ООО "Изд-во "Астрель"; ООО "Изд-во "АСТ", 2003. - 168с. - 7000 экз. - ISBN 5-17-005748-2 (ООО "Изд-во "АСТ"), ISBN 5-89624-068-6 (ООО "Изд-во "Родничок"), ISBN 5-271-01875-Х (ООО "Изд-во "Астрель").

Геронимус, Т. М. 150 уроков труда в 1-4 классах [Текст]: метод. рекомендации к планированию занятий / Т. М. Геронимус. - М.: Новая школа, 1994. - 192 с. - 100000 экз. - ISBN 5-7301-0095-7.

Геронимус, Т. М. Маленький мастер. 1 класс [Текст]: Учебник по трудовому обучению для учащихся 1 класса / Т. М. Геронимус. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001. – 128 с. - 45000 экз. - ISBN 5-7805-0601-9 (общий), ISBN 5-7805-0804-6.

Геронимус, Т. М. Маленький мастер. 2 класс [Текст]: Учебник по трудовому обучению для учащихся 2 класса / Т. М. Геронимус. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 144 с. - 5000 экз. - ISBN 5-94776-076-2.

Геронимус, Т. М. Маленький мастер. 3 класс [Текст]: учебник по трудовому обучению для учащихся 3 класса / Т. М. Геронимус. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 144 с. - 34000 экз. - ISBN 5-94776-023-1.

Геронимус, Т. М. Маленький мастер [Текст]: рабочая тетрадь по трудовому обучению для учащихся 3-4 классов 4-летней начальной школы / Т. М. Геронимус. - М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 96 с. - 20000 экз. - ISBN 5-94776-043-6 (общий), ISBN 5-94776-045-2.

Геронимус, Т. М. Мастерская трудового обучения в 1 – 4 классах [Текст]: методические рекомендации / Т. М. Геронимус. – М.: Новая школа, 1994. – 80 с. - 30000 экз. - ISBN 5-7301-0017-5.

Геронимус, Т. М. Работаем с удовольствием: Уроки труда 1-4 классы [Текст]: метод. рекомендации для учителя / Т. М. Геронимус. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 144 с. - 4000 экз. - ISBN 5-94776-043-6 (общий), ISBN 5-94776-066-5.

Геронимус, Т. М. Работаем с удовольствием [Текст]: метод. пособие к "Комплекту учебников-тетрадей по трудовому обучению для уч-ся 1-4-х классов четырехлетней нач. шк." / Т. М. Геронимус. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 128 с. - 10000 экз. - ISBN 5-7805-0205-6.

Геронимус, Т. М. Серебряная паутинка [Текст]: рабочая тетрадь по трудовому обучению для учащихся 3-4 кл. четырехлетн. нач. шк. / Т. М. Геронимус. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 80 с. - 18000 экз. - ISBN 5-7805-0601-9 (общий), ISBN 5-7805-0606-Х.

Геронимус, Т. М. Уроки технологии в 1 классе [Текст]: методическое пособие к учебному комплекту «Я всё умею делать сам» / Т. М. Геронимус. — М.: ACT-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. — 32 с. - 1000 экз. - ISBN 5-94776-078-9.

Геронимус, Т. М. Я все умею делать сам [Текст]: учебник-тетрадь по трудовому обучению для учащихся 3 класса четырехлетней нач. шк. / Т. М. Геронимус. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 144 с. - 25000 экз. - ISBN 5-94776-043-6 (общий), ISBN 5-94776-048-7.

Геронимус, Т. М. Я все умею делать сам [Текст]: учебник-тетрадь по трудовому обучению для учащихся 3 класса четырехлетней нач. шк. / Т. М. Геронимус. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 176 с. - 34000 экз. - ISBN 5-94776-021-1.

Геронимус, Т. М. Я все умею делать сам [Текст]: учебник-тетрадь по трудовому обучению для учащихся 4 класса четырехлетней нач. шк. / Т. М. Геронимус. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 192 с. - 20000 экз. - ISBN 5-94776-043-6 (общий), ISBN 5-94776-044-4.

Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. М. Конышева. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 192 с. - 30000 экз. - ISBN 5-7695-03947.

Конышева, Н. М. Наш рукотворный мир: От мира природы - к миру вещей [Текст]: учеб. пособие по худож. труду для 2 кл. нач. шк. / Н. М. Конышева. - М.: LINKA-PRESS, 1996. - 160 с. - 15000 экз. - ISBN 5-7193-0084-8.

Конышева, Н. М. Секреты мастеров [Текст]: учебник для учащихся 4 класса четырехлетней нач. шк. / Н. М. Конышева. – 3-е изд. – М.: Ассоциация XXI век, 2002. – 128 с. - 25000 экз. - ISBN 5-89308-038-6.

Конышева, Н. М. Чудесная мастерская [Текст]: учебник для учащихся 2 класса нач. шк. / Н. М. Конышева. – 4-е изд. – М.: Ассоциация XXI век, 2003. – 160 с. - 30000 экз. - ISBN 5-8930-8036-х.

Куревина, О. А. Прекрасное рядом с тобой [Текст]: учебник-тетрадь по курсу «Синтез искусств» для 1-го класса / О. А. Куревина. – М.: Баласс, 2002. – 64 с. - 30000 экз.

Куревина, О. А. Прекрасное рядом с тобой [Текст]: учебник-тетрадь по курсу «Синтез искусств» для 2-го класса / О. А. Куревина. – М.: Баласс, 2003. – 64 с. - 20000 экз. - ISBN 5-85939-312-1.

Куревина, О. А. Прекрасное рядом с тобой [Текст]: учебник по курсу «Синтез искусств» для 3-го класса / О. А. Куревина, Е. А. Лутцева. – М.: Баласс, 2004. – 64 с. - 30000 экз. - ISBN 5-85939-350-4.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключаются концептуальные основы рассматриваемых курсов?

2. Назовите методические основы курсов.

3. Каковы цели и задачи рассматриваемых программ.

4. В чем специфика структуры и содержания программ по труду.

Термины и понятия:

эстетическое мышление, художественный труд.

Цели:

познакомить студентов с программами, рекомендованными Министерством образования для начальной школы, с тем, чтобы они в процессе педагогической практики и будущей работы в качестве учителей начальных классов, могли бы выбрать наиболее подходящую программу, зная ее плюсы и минусы, и строить уроки в соответствии с ней, а не просто как бессистемное изготовление интересных поделок.

1. «Технология» (О. А. Куревина, Е. А. Лутцева)

С момента своего рождения человек включается в функционирование определенной культурной среды как специфического способа организации и развития человеческой жизнедеятельности. С детства ребенка окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток истории развития человечества как совокупности материальной целесообразности, духовной насыщенности и представляемого социально-эстетического идеала. Если материальная целесообразность отражает технический прогресс, то социально-эстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры. Она существует в двух неразрывно связанных формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком (научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.). Духовные качества обладают большей субъек­тивностью, так как исходят из данных природой каждому человеку возможностей реакции на действительность. Понятие же духовных ценностей связано с представлениями об эстетической целесообразности не только одного индивида, но и всего человечества на основе духовного опыта.

Таким образом, с детства ребенок включается в уникальную интегративную структуру - духовную культуру, которая определяет личность каждого без учета степени активности влияния на нее. Духовная культура - достояние каждого, и освоение ее - обязательный компонент формирования личности.

Потребность в удовлетворении духовных запросов - это естественная потребность, заложенная в человеке природой. Она определяется духовными запросами общества и присуща как взрослому, так и каждому ребенку, т.е. сопровождает человека в течение всей его жизни, поэтому существенно важным для всякого общества является вопрос о духовном окружении каждого человека. Особенно значима духовная среда для воспитания молодого, формирующегося поколения.

Эстетические представления общества пронизывают всю духовную культуру той или иной нации, проявляются как на уровне бытового мышления, так и на уровне художественного обобщения, каковым является искусство. То же самое можно сказать и об эстетическом идеале, который проявляется на уровне бытового представления и на уровне идеализованного идеала, т.е. искусства, в том числе и народного. Для того чтобы составить представление об историческом и духовном уровне развития эпохи, человек обращается к различным областям своей духовной деятельности: произведениям искусства, эстетическим теориям, социально-эстетическим установкам, произведени­ям народной культуры. Каждая личность является ретранслятором этих явлений, и уровень развития эстетической культуры общества есть уровень эстетического развития большинства.

Искусство является специфической формой отражения действительности через ее моделирование в художественных образах. Произведение искусства в такой же мере правдиво, в какой и иллюзорно, в такой же мере конкретно, как и абстрактно, в такой же мере достоверно, как и ирреально. Насколько многогранна жизнь в ее проявлении, настолько полно она проявляется для человека в материальной форме, освоенной им через самостоятельную деятельность на основе эстетических категорий, близких и далеких ассоциаций, аналогий, параллелей.

Искусство как интегрированная высшая форма культуры включает в себя многие ее виды (литературу, живопись, музыку, театр и т.д.). Именно культура является залогом достижения гармонии человека в предметном мире, в котором он живет, и в предметно-условном, каковым является искусство и какой он сам создает в процессе своей практической деятельности. По определению В. Даля гармония - «соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность, соотношение, согласие, согласность, стройность, благостройность» - все это может быть рождено на основе целесообразно-эстетической деятельности человека. Однако полной гармонии личности, если ребенок с ранних лет не включается в твор­ческую деятельность, быть не может.

Дошкольный и младший школьный возраст - время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком естественного природного окружающего мира и культуры, созданной человечеством. А собственная предметно-манипулятивная деятельность ребенка дает ему возможность при освоении мира через его преображение проживать чувство сопричастности, самореализации, эстетического наслаждения. Она аналогична деятельности взрослого, так как предполагает созерцание, размышление и практическую реализацию замысла. Рождение идеи в голове ребенка, работа над за­мыслом, поиск средств его выполнения - важный и неотъемлемый этап любой творческой деятельности. Выход за рамки репродуктивного труда, увеличение удельного веса интеллектуального, расширение возможностей для творческой деятельности на уроках - путь к формированию развивающейся, духовно богатой личности. Изменяется и отношение к результату труда ребенка. Процесс и результат практической деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой - средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребенка, так и замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. Поэтому органичным становится включение в образовательно-эмоциональное пространство детей театра как синтетического вида искусства, объединяющего литературу, музыку, изобразительное искусство и трудовую деятельность в условно реальном пространстве.

Методические основы курса. Ведущие методические принципы:

1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений как некоего фундамента для решения творческих задач.

2. Принцип целостной картины мира определяет место искусства в мире ребенка и место ребенка в мире искусства, дает возможность совмещения представлений о мире, картины мира, выраженном в искусстве, и внутреннем духовном мире ребенка на основе ценностных ориентиров, выработанных человечеством и конкретизированных в конкретной личности.

3. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение, на участие в эстетическом переживании и рефлексии. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников на уроках, без чего невозможно то потрясение, которое ребенок должен испытать при соприкосновении с искусством в виде восприятия или самотворчества.

4. Принцип творчества предлагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений на основе индивидуальной мотивированности и эстетической оценки.

5. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, т.е. искать и находить свой эквивалент истины, эталона, идеального и наиболее оправданного пути, сравнивать и находить оптимальный вариант. Кроме того, этот принцип обеспечивает педагогу право на самостоятельность в выборе дополнительной литературы, дидактического материала, позволяет дополнять содержание курса примерами региональной культуры.

6. Принцип непрерывности должен обеспечить непрерывность эстетического воспитания в школе (во всем предметном содержании), во внешкольной работе, в семье. Только при таком целостном воздей­ствии на ребенка возможно его духовное, личностное становление на основе единых ценностных идеалов.

Цель курса - саморазвитие личности ребенка, выявление и развитие его творческого потенциала, осознание учеником целеполагания его собственной деятельности.

Данная цель достигается путем решения ряда задач:

1. Формирование духовных качеств личности, предполагающих устойчивое функционирование эстетического мышления на основе развития творческой активности.

2. Расширение общекультурного кругозора учащихся. Общее знакомство с искусством, в том числе и театром как синтетическим видом искусства, объединяющим общеэстетическую духовную и практическую деятельность.

Общее развитие детей, направленное на формирование умений:

а) ставить цель;

б) искать и находить решение проблем, поставленных перед ребенком учителем или спонтанно возникающих в жизни ребенка;

в) выбирать средства и реализовать свой замысел;

г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;

д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту.

3. Формирование основ эстетической и технологической культуры.

Развитие качеств творческой личности: любознательности, вы­сокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.

Примечание. Круг задач может быть расширен при включении в единую интегрированную программу курсов музыки, риторики и т.д.

Структура и содержание

Архитектоника программы отражает ее интегрированный характер и построена как по вертикальным, так и по горизонтальным блокам, что дает возможность целостно охватить проблему и проследить ее развитие.

Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстети­ческий контекст, в котором данные понятия раскрываются.

Второй блок - изобразительный. В нем эстетический контекст находит свое выражение в художественно-изобразительной деятельности.

Третий блок - технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Созерцание, восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется с точки зрения их эстетики: цветовых сочетаний, подбора материалов, соотношения целого и частей, ритма и т.д., а уж потом - с позиции технологии выполнения и изготовления. Размышление подразумевает создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, обоснование технологичности выбранного материала, определение рациональных путей его изготовления (необходимых технологических операций), определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение замысла в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса на основе эстетического идеала, вытекающего из эстетического контекста, частью которого является художественный труд.

При этом, однако, сохраняются задачи развития художественных и технических способностей детей. На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.

Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и художественного творчества.

В программе приводится примерный перечень практических работ, рекомендуемых для проведения с детьми. Основные требования к этим работам - эстетичность, практическая значимость, доступность, логическая оправданность.

Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению:

а) элементов пластики руки, тела, в том числе актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности;

б) основных приемов изобразительной деятельности;

в) основных технологических приемов, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста.

Выбор конкретных материалов остается за учителем, который при этом должен руководствоваться принципами целесообразности и экономичности. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы, позволяя осваивать различные приемы и использовать их при проведении практических работ (как изобразительных, так и поделочных). Предлагаемые в программе виды работ имеют конкретную направленность: декоративно-прикладное наследие народов России, театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это рисунки на заданные или на свободные темы, эскизы с натуры, изготовление изделий, имитирующих народные промыслы, выполнение иллюстраций и аппликаций-иллюстраций к тем произведениям, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, изготовление театрального реквизита: декораций, ширм, масок, костюмов, кукол и т.п. Уроки изобразительного искусства и трудового обучения - это изучение содержательных основ предметов и художественная творческая деятельность учащихся, подготовка к театрализованным праздникам, вхождение в культуру через знакомство с основами истории искусств.

Региональный компонент реализуется через знакомство с культурой и искусством, через конкретные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами конкретной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион, и т.п.

Методическая основа уроков - организация максимально продуктивной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остается только освоение изобразительных и технологических приемов и приемов сценического искусства (упражнений).

Продуктивная, т.е. активная творческая деятельность учащихся направлена на развитие мышления, воображения и речи. Постепенно, от класса к классу, доля участия учителя в организации познавательной деятельности учеников сокращается. Поэтому активная познавательная позиция детей в учебном процессе непосредственно связана с их речевым развитием. Оно достигает наибольшего эффекта в театрализованных действиях школьников - от пересказа по ролям прочитанных на уроках чтения произведений, с ис­пользованием изготовленного детьми настольного театра, до постановок на сцене и в кукольном театре.

Художественная практическая деятельность учащихся первоначально имеет главным образом индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего плана.

Особое внимание уделяется вопросу оценки и отметки. Деятельность учащихся на уроках является двусторонней по своему характеру. Она включает в себя творческий мыслительный процесс и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из этих составляющих часто не совпадает, и поэтому едва ли целесообразно выставлять ребенку единую отметку за урок. Более ценна будет для ребенка качественная характеристика его творчества на уроке и оценка его деятельности по самореализации.

Учебно-методический комплект «Прекрасное рядом с тобой» реализуется на уроках изобразительного искусства и технологии (всего 3 часа в неделю) с выходом на уроки музыки и во внеурочную деятельность. Содержание учебника-тетради соотносится с содержанием рабочей тетради по проблемам, по темам, по творческим задачам, что и обеспечивает их целостность и интегративность.

На уроках по учебнику-тетради учащиеся знакомятся с основными эстетическими категориями, понятиями, художественными явлениями, получают представление об общих закономерностях возникновения, существования и развития искусства, а также с началами творческого преобразования жизни. Уроки по учебнику «Прекрасное рядом с тобой» должны стать для ребенка уроками открытия прекрасного в жизни, искусстве, себе самом; это не система штампов, предложенная в виде печатного издания, а эстетически подобранный в логической последовательности материал для размышлений, рассуждений, выводов, к которым ученик идет сам. И учитель на этом пути - такой же путник. Он идет вместе с детьми, не мешая им, не навязывая своих суждений. Каждое занятие в учебнике-тетради представляет собой разворот, обозначенный темой и описанный в методических рекомендациях. Темы составляют проблемные блоки, по которым систематизируется материал в учебнике-тетради и, соответственно, в рабочей тетради: «Жизнь и искусство», «Гармония во всем», «Давным-давно» и т.д. Таким образом, четкая соотнесенность содержания учебника и дидактического материала дает возможность учителю выстраивать целостный курс без повторов, без внутренних противоречий, с опорой на тот понятийный аппарат, который дает ученику возможность не механически выполнять то или иное задание, а творчески реализовывать поставленную задачу в соответствии со своими представлениями об эстетическом.

В работе по учебнику-тетради особо стоит отметить постановку проблемы на каждом уроке, т.к. каждый урок для учащихся является открытием новых знаний, понятий, новых возможностей в себе самом, в своей жизни. На каждом уроке в задачу учителя входит не навязать свою точку зрения, а подвести ребенка к высказыванию своего суждения без боязни оказаться неправым. Именно поэтому за постановкой проблемы идет раздел «Введение в проблему», задача которого - смотивировать познавательную деятельность ребенка на основе далеких и близких ассоциаций, знаний, представлений.

Разрешение проблемы на уроке осуществляется через диалог, в который учитель вовлекает всех детей. Предложенные в методических рекомендациях вопросы помогут учителю организовать общение-об­суждение на основе конкретного видеоряда в учебнике и собственного суждения детей. Вопросы в учебнике позволят учителю включить в активный словарь учеников изучаемые на уроках понятия, создать условия для дополнительной мотивации в познании мира прекрасного и себя самих.

Такие формы работы на уроках, как проектирование, импровизация, пластические этюды, задания на коллективное творчество, способствуют созданию необходимых условий для самовыражения личности, для логико-эмоционального единства познания и преобразования действительности на основе выработанных эстетических представлений. Задания же для самоконтроля дают возможность ученикам проверить степень усвоения ими необходимых понятий и представлений через эстетический контекст.

Рабочая тетрадь «Прекрасное рядом с тобой» является органическим продолжением учебника-тетради. В ней представлен материал для проведения занятий по самостоятельной художественно-практической деятельности детей. С обучающей точки зрения это выражается в освоении элементарных основ изобразительного искусства и технологии ручной обработки доступных детям материалов (природных, пластилина, бумаги, тонкого картона, ткани). С творческо-эстетической стороны - это погружение в мир творчества, эмоциональное переживание, постижение и собственное ощущение влияния творения собственных рук на самого себя и окружающих людей.

Между уроками изобразительного искусства и технологии нет жесткого почасового деления. Задания подобраны и представлены таким образом, что иногда трудно разделить практическую трудовую деятельность и художественно-прикладную часть работы, так как и на уроках, и в естественной жизни они существуют в органическом единстве творческого процесса.

Рабочая тетрадь задумана и выполнена таким образом, что позволяет каждому ребенку большинство заданий выполнять непосредственно на ее страницах: рисовать, вырезать и наклеивать. Небольшие тексты в верхней части страниц - задания и вопросы, раскрывающие содержание предлагаемых практических работ. Их зачитывает учитель. На отдельных страницах тетради под значком «восклицательный знак» дана информация технологического содержания. Это круг знаний, которые должны усвоить (опосредованно) учащиеся в ходе рассуждений и обсуждения предстоящих им практических работ: материалы и их виды, инструменты (на примере тех, с которыми работают дети), правила работы с инструментами, различие материалов и инструментов; разметка деталей по шаблону, их вырезание и склеивание, отделка раскрашиванием и аппликацией.

В «Оборудование» часто предлагается готовить к уроку листы белой бумаги для различных вспомогательных работ. Лучше, если дети будут иметь личные альбомы для рисования, в которых они будут выполнять различные пробные упражнения.

Для того чтобы уроки изобразительного искусства и художественного труда были интересными и увлекательными, рекомендуется по возможности регулярное использование различных форм игровых ситуаций, ролевые игры, игры с правилами. Особенно это будет уместно для моментов урока, когда дети открывают новые для себя знания, выполняют упражнения на освоение новых умений, работают самостоятельно.

Примечание. Самая большая проблема на уроках во время работы детей с бумагой - аккуратное наклеивание деталей. В любом случае, как бы ребенок ни старался, клей пачкает его работу. Во избежание этого рекомендуется использовать только два вида клеящего материала: клейстер и клей ПВА.

Мучной клейстер применяется в тех случаях, когда надо склеить бумагу с бумагой или картоном по всей их поверхности. Можно его применять и при точечном соединении деталей. Мучной клейстер (в отличие от крахмального) при высыхании не оставляет следов, и работа имеет аккуратный эстетичный вид. Готовые работы необходимо высушивать под прессом во избежание коробления бумаги или картона.

Способ приготовления клейстера. Одну десертную ложку муки (можно использовать, низкосортную) размешать в стакане воды до исчезновения комочков. Посуду с разведенной мукой поставить на огонь. Довести до кипения, постоянно помешивая. После закипания снять с огня, остудить. Клейстер при остывании немного загустевает. Его можно хранить в холодильнике несколько дней, при необходимости слегка разводить водой.

Клей ПВА лучше использовать при работе с природными материалами. Можно его применять и при точечном соединении деталей из разных материалов (в том числе и бумаги).

2. «Технология» (Т. М. Геронимус)

Название этой программы определяется ее целью: не просто научить ребенка отдельным трудовым умениям — резать, клеить, шить, а сформировать у него позицию «Я хочу это сделать. Не надо мне помогать, я попробую догадаться». Но чтобы эта позиция сформировалась, ребенка нужно научить ориентироваться в любой работе, превратить трудовую деятельность в средство познания окружающего мира, где школьник будет преобразователем. При этом задачей учителя будет не столько помощь ребенку в осознании или изготовлении, сколько в создании условий, при которых его потенциал будет использован полностью.

Содержание программы разделено не по видам обрабатываемых материалов (с бумагой, тканью и т.д.), а по компонентам деятельной, ведь на уроке труда есть теоретическая работа (интеллектуальная деятельность) и практическая (моторная деятельность).

Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, о назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

Программа предусматривает изменение уровня самостоятельности в мыслительных действиях от класса к классу. В 1 классе ребята под руководством учителя рассматривают образец в сборе и деталях, определяя их количество и форму. Во II классе руководство учителя распространяется уже на обучение в распознавании способов соединения деталей, их размеров, а оперируют учащиеся не только материалами и предметами, но и их графическими изображениями; учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовок. В III классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на уровне анализа образца и его технического рисунка, что дает возможность в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз. К IV классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений либо его вообще нет, есть только техническое задание.

Различается в зависимости от класса и уровень самостоятельности при обсуждении технологии изготовления и составлении плана работы. Первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая понятия «материал», «инструмент», поскольку само изготовление будет вестись под контролем. Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в I классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек планирования, имеющих, с одной стороны, название операций, с другой — зрительное изображение хода работы. Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упрощения изготовления, т.е. фактически решают вопросы рационализации труда. Четвероклассники составляют план работы полностью в уме.

Подготовка к практической работе требует размышлений не только по поводу конструкции и технологии, поэтому в программу включены вопросы материаловедения. Они предусматривают наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бумаги, ткани, полиэтилена в сравнении друг с другом, изменение этих свойств в зависимости от разного вида воздействия на материал: сминание, смачивание, растяжение, нагревание, покрытие защитной оболочкой из другого материала. Происхождение и основные этапы промышленного производства основных используемых материалов предполагается изучать в III и IV классах, привлекая коллекции для начальной школы и учебные кинофильмы.

Второй раздел «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала, чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» представляет собой перечень чаще всего известных по названию операций для каждого класса. В I классе их двенадцать, во II — двадцать две, в III — четырнадцать, в IV — двенадцать. Таким образом, за время обучения в начальных классах дети освоят шестьдесят четыре операции: торцевание, прищипывание, биговка, изгибание, разметка на просвет, наматывание нитяного кокона и др. Более простые из всех операций детям известны из детского сада, например складывание и сгибание, резание ножницами и сшивание и т.д., поэтому внимание обращается на повышение уровня их выполнения. Новые для детей операции осваиваются на уровне ознакомления при изготовлении изделия, где они используются небольшими фрагментами.

Некоторые операции лучше включить в урок для индивидуального, а не фронтального освоения. Например, при изготовлении игрушек новогодней тематики из бумаги, ваты, полимерной пленки, пенопласта учащиеся в течение нескольких уроков учатся выпиливать лобзиком фигурки из листового пенопласта. При возникновении затруднений у отдельных учащихся это же изделие легко вырезать ножом-резаком.

Четвертый раздел «У нас получаются красивые изделия» представляет собой перечень изделий для каждого класса. Это игрушки для себя и друзей, сувениры, праздничные изделия (оборудование стола, елочные украшения, детали карнавального костюма), изделия для оборудования рабочего места, хозяйственные принадлежности. Среди изделий есть небольшие, требующие минимальных трудозатрат, есть и посложнее — для них понадобятся два, иногда и три урока. Перечень изделий рассчитан на использование бумаги, картона, текстильных материалов, полимерной пленки, пенопласта, природных растительных и минеральных материалов и ряда полуфабрикатов (спичечные коробки, деревянные катушки, картонные шпульки и др.). Перечень операций и соответственно изделий может быть расширен по усмотрению учителя (например, можно фрагментарно включить плетение из бисера, лозы, изготовление макраме и др.) с тем лишь условием, что соответственно будет изменен раздел «Учимся размышлять» и учащиеся узнают о происхождении, правильных названиях, свойствах новых материалов, либо проявлении известных им свойств при выполнении новых операций, о правилах техники безопасности при проведении новых видов работ.

Последний раздел «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем слова вводятся в уроке не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу. Например, вместо вопроса «Что такое фальцовка?», требующего определения в ответе, мы зададим вопрос «Как называется вот этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Какие у него есть «родственники»?».

В программе нет деления учебного времени по видам труда, поскольку часть каждого раздела присутствует на каждом уроке. Поэтому авторы ограничились лишь указанием на еженедельные затраты времени — 2 часа в каждом классе, 70 часов в год.

Для успешной реализации нового содержания образования требуются изменения в методике проведения уроков. Во-первых, часть технико-технологических сведений, касающихся происхождения, использования и свойств материала должна выноситься в отдельные уроки-опыты, уроки-игры, киноуроки, а не быть частью уроков-практикумов по изготовлению изделий.

В уроках-практикумах необходимо отказаться от пошагового инструктирования детей в практической работе, когда учащиеся выполняют одну операцию за другой вместе с учителем.

Главной задачей учителя, проводящего уроки труда, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться меньше объяснять самим, больше вовлекать в обсуждение детей; нельзя перегружать урок новыми сведениями, торопить детей, сразу стремиться помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

3. «Технология» (Н. М. Конышева)

Примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка (не как вызревания заложенных в человеке способностей, а через активность ребенка в учебно-воспитательном процессе). С конца 60-х годов идея развивающего обучения входит в практику отечественной школы, где в течение нескольких десятилетий параллельно развиваются системы так называемого «традиционного» и «развивающего» обучения, которые первоначально противопоставляются друг другу. В рамках традиционной и развивающей систем обучения разрабатываются различные авторские программы и учебно-методические комплекты. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчаются, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, «модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.). Именно на тезисе активности детей, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифференциации и интеграции, преемственности и непрерывности.

Однако идея развития личности ребенка в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов. Поэтому одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка таких способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

– целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);

– приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;

– активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;

– соблюдение баланса между интуицией и знанием;

– разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;

– опору на опыт ребенка;

– параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических – и установление соответствия между ними;

– взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;

– единство интеллектуальных и специальных умений;

– создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Особенность авторского курса состоит в том, что он впервые в практике отечественной школы выводит уроки технологии из узких рамок ремесленно-технологической подготовки учащихся и приобщает их к системе общего образования. Программа построена в рамках психолого-педагогической концепции, рассматривающей предметно-практическую деятельность как средство развития интеллекта и духовно-эмоциональной сферы личности.

Концептуальные положения курса:

1. Общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность курса.

Этот принцип подразумевает формирование у учащихся через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности, в первую очередь, о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой; о социально-психологической и социально-исторической информативности мира вещей и т.д. Содержание курса призвано также обеспечить расширение круга художественно-эстетических и специальных знаний и формирование широких созидательных возможностей личности. Выдвижение данного принципа еще раз подчеркивает приоритет общеразвивающих, формирующих личность аспектов над узкоремесленными. Приемы ручной работы в соответствии с этим трактуются как служебный фактор.

2. От общего к частному (в формировании духовно-нравственных установок) и от частного к общему (в формировании конкретных знаний и способов работы).

Младшие школьники удивительно отзывчивы на эмоциональное воздействие природы и искусства, благодаря чему они в состоянии довольно глубоко «ощущать» те сложные философские идеи, которые лежат в основе дизайнерского мышления. Практика подтверждает, что в младшем школьном возрасте создать таким образом соответствующую мировоззренческую базу проще, чем в подростковом. В связи с этим программа предусматривает освоение более частных дизайнерских вопросов (единства эстетических и функциональных качеств в предмете, целесообразности конструкции, технологичности способов работы и др.) на фоне выработки общефилософского подхода к проблеме «Природа — Человек — Предметная среда». Что касается конкретных способов ручной работы и соответствующих им знаний и умений (чертежно-графических, расчетно-измерительных, обработки материалов, планирования трудовых операций и др.), то в соответствии с психологической природой ребенка их формирование удобнее осуществлять от простого к сложному, от частного к общему.

3. Целостность формирования дизайнерского мышления.

Личность едина, большинство видов человеческой деятельности также целостны, т. е. одновременно включают в себя несколько различных компонентов. В связи с этим более естественно строить формирование дизайнерского мышления комплексно. Задания-упражнения на отработку отдельных способов и приемов не дадут желаемого результата; учебные задания рассчитаны на активную работу ученика как целостной личности и одновременно включают ее рационально-логическую и духовно-эмоциональную сферу. Разумеется, в конкретных видах работы тот или иной аспект может преобладать.

С другой стороны, этот принцип предполагает, что вместо принятого на уроках технологии изготовления отдельных поделок учащиеся осмысливают и разрабатывают целостную предметную среду. Разумеется, комплексное создание такой среды младшим школьникам не под силу, это и не требуется, достаточно, чтобы в процессе выполнения конкретного изделия ученик рассматривал его как часть целого, учитывая возможные эстетические, социально-психологические и другие взаимосвязи с этим целым.

4. Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество учителя.

При общности цели и единстве принципов программа предусматривает самые широкие возможности для отражения в конкретном содержании уроков региональных, социокультурных и других местных особенностей. Количество уроков также может меняться; урочная работа может дополняться внеурочными занятиями — при условии сохранения общей структуры и единой логики содержания программ.

Задачи курса:

1. Духовно-эмоциональное обогащение личности:

а) формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

б) воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему;

в) формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;

г) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.

2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.

3. Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления.

4. Расширение кругозора.

5. Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.

Методическую основу программы представляет творческий метод дизайна, предусматривающий проектирование вещей с использованием основного принципа технической эстетики.

В основе данной учебной дисциплины лежит так называемая предметно-практическая деятельность, которая по своему психолого-педагогическому механизму обладает колоссальным развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Разумеется, подобное значение не может быть придано любой ручной работе. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рука», а не развитие личности. В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса классу совершенствуются, уже недостаточна. Ручные умения, владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Развитие сферы чувств, эстетически вкуса, разума и творческих сил — т.е. общее развитие ребенка — основная цель разработанного курса.

В современных условиях его наиболее целесообразно строить как курс дизайнерского образования учащихся, такое образование позволит формировать у них надежную социально-психологическую ориентацию в предметной среде (включая не только бытовую, но и производственную сферу любого профиля). При этом начальная школа должна создать единую базу для последующего специального дизайнерского образования в средней школе и далее. Под базой не имеется в виду лишь начальный уровень практических навыков по обработке материалов или специальных знаний из области дизайна. Речь должна идти о формировании у младших школьников дизайнерского мышления — особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из ее компонентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: