Структура программы

Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Продвижение учащихся происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Скорее, наоборот, освоение больших программных проблем в силу их глубины и разносторонности, строится по концентрическому принципу, и школьники с разной степенью проникновения касаются их на разных ступенях единого курса.

Основные программные разделы курса.

I класс. Умелые руки: представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни; многообразие форм и цвета в окружающей действительности; радость познания и созидания (учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными).

II класс. Чудесная мастерская (в природе, в жизни и в мастерской): основные идеи взаимосвязи Человека, Вещи и Природы и пути их познания; основы декоративно-художественного отражения мира (учусь наблюдать, размышлять и действовать).

III класс. Наш рукотворный мир (от мира природы — к миру вещей): природа как источник инженерных и художественных идей; основные принципы дизайна (осваиваю основные правила создания красивой вещи и мира вещей).

IV класс. Секреты Мастеров: мир вещей как источник историко-культурной информации; традиции и их роль в жизни и искусстве; традиционные ремесла и приемы работы как возможность приобщения к человеческой культуре (постигаю мастерство как способ выражения духовной культуры).

Все обозначенные разделы идут на фоне овладения конкретными предметно-практическими знаниями и умениями; ученики знакомятся с такими категориями, как форма, линия, цвет, конструкция, композиция; они овладевают всевозможными материалами и инструментами и т.д.

В общем содержании курса можно выделить 3 важнейших «сквозных» проблемы, тесно связанных друг с другом:

1. Духовное содержания мира вещей, его информативность.

2. Природа как среда, в которую человек внедряется вместе со своим предметным миром, и как источник инженерных и художественных идей.

3. Народная эстетика с правилами создания предметной среды имеет свои исторические традиции, закрепленные в народной культуре.

Освоение духовного содержания и информативности мира вещей

Ученики открывают для себя эти вопросы уже в 1-м классе. Понемногу, на конкретных примерах они анализируют и осмысливают тот факт, что создаваемые и используемые человеком вещи разрабатываются с учетом каких-то требований. Важнейшим из них является обязательное сочетание в предметах функционального удобства и внешней выразительности. Эта проблема так или иначе рассматривается во всех тех случаях, когда дети должны учитывать соответствие изделия его функции, обстановке и пр. Причем, эти сведения школьники не просто воспринимают в виде готовых выводов, а практически используют при разработке конкретных изделий. Тем самым мы обеспечиваем приобщение детей к духовно-эстетическому содержанию предметной среды.

Начиная со 2-го класса, на фоне освоения основных дизайнерских правил, обращаем внимание детей также и на то, что вещи содержат информацию о наших индивидуальных чертах: вкусе, характере и образе жизни, исторической эпохе. Так, дети создают картинку, которая могла бы понравиться определенному сказочному герою (т.е. отражать особенности характера). С целью систематизации знаний и представлений второклассников по данной проблеме в учебнике помешена специальная серия уроков «О чем рассказывают наши вещи». Что касается изготовления тех или иных изделий, то при работе над ними ученики всякий раз специально останавливаются на том, как конструкция и декор отражают особенности использования вещи. Например, дорожная игольница имеет одну конструкцию, а декоративная — совсем другую.

В 3-м и 4-м классах проблема духовного содержания мира вещей и его информативности конкретизируется и углубляется. Третьеклассники осваивают ряд специфических дизайнерских правил и более подробно анализируют основной принцип дизайна: «красота + польза». Еще раз возвращаются к вопросам о характере и настроении вещи и их выражении через конструкцию и декор; рассматривают такую важную проблему, как стилевое единство вещей.

Изучение конструктивных и художественных особенностей природы в системе дизайнерского образования

Начиная с 1-го класса, в учебниках ставится и разрабатывается одно из самых сложных направлений курса: «Природа в системе дизайнобразования». Его трактовка в программе принципиально отличается от традиционных подходов к воспитанию средствами природы на уроках труда. Напомним, что обычно оно сводится к работе с природными материалами, помимо этого учителя часто включают в конкретные уроки труда дополнительные природоведческие сведения, связанные с наблюдением природных объектов и явлений. Однако изготовление поделок из природных материалов на уроках ручного труда на самом деле не обеспечивает воспитания любви к природе. Не спасают положения и беседы о важности бережного отношения к природным объектам. Такая работа все-таки остается достаточно поверхностной и не может обеспечить требуемой сегодня глубины проникновения в законы и тайны природы. Нельзя признать приемлемыми и такие шаги, когда с целью усиления «экологической ноты» в уроки труда включается сугубо природоведческий материал. Каждая учебная дисциплина имеет собственное содержание, в рамках которого и должны решаться все возможные и необходимые задачи.

На уроках технологии, ориентированного на дизайнобразование, используютя такие сведения из области гармоничного устройства мироздания, какие больше всего относятся к содержанию именно этого учебного предмета и не могут быть включены в содержание любой другой дисциплины. К ним относятся: а) конструктивные идеи природных объектов; б) уникальность, красота и гармоничность образов природы. Особенно важно, что на уроках труда мы имеем возможность наблюдать, как эти две стороны неразрывно связаны между собой: наиболее совершенные конструкции являются и наиболее красивыми.

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что «природа пользуется определенными приемами», благодаря которым ее объекты и вся она в целом становятся красивыми и целесообразными. Именно поэтому в учебники включили соответствующую систему сведений в рамках проблемы «Природа — Человек — Предметная среда».

Как обозначено в программе, все мировоззренческие аспекты дизайнерской деятельности ученики осваивают по принципу «от общего к частному». Это означает, что они не просто накапливают от урока к уроку соответствующие факты (о симметрии, уравновешенности, ритме элементов и объектах природы), а сразу учатся осмысливать их, задумываться и размышлять. Т.е. с первых же уроков формируется соответствующая установка сознания, руководствуясь которой школьники постепенно вырабатывают у себя определенное направление мышления и в дальнейшем смогут самостоятельно отбирать и интерпретировать нужную информацию. Там, где это возможно, обязательно подчеркивается, что человек-творец учится у Природы; ведь многое из того, что люди пытают конструировать, не просто сопоставимо с природными объектами, но уже давно создано природой и при этом так разработано, что мы можем любоваться ее формами, красками, восхищать хорошо продуманными конструкциями.

Разумеется, обозначенные проблемы на разных ступенях преподносятся школьникам с учетом принципа доступности.

На страницах учебников все подходы к изучению природы в системе дизайнобразования объективно присутствуют. Они заложены в краткой словесной и зрительной информации, которая дается к урокам. Тем не менее, учитель, недостаточно отчетливо понимающий смысл этой информации, может попросту не обратить на нее должного внимания. В этом случае урок может превратиться в традиционное изготовление поделки и потерять свой образовательный заряд. Между тем каждое занятие уже разработано как часть единой системы, поэтому, прежде всего, учителю следует внимательно ознакомиться с теми сведениями, которые приводятся на страницах. При желании можно использовать и дополнительный материал на уроке: интересные факты, наглядность; однако они могут привлекаться лишь для более глубокого осмысления тех идей, которые заложены в урок.

Вопросы о духовной сущности мира вещей, о природе как источнике инженерно-художественных идей и о народной эстетике позволяют заметить, что они тоже обладают определенным единством. Оно выражается в следующем:

1. Человечеством в ходе исторического существования были выработаны сложные знания об устройстве мироздания. Эти знания и соответствующие им способы деятельности позволяли ему создавать предметную среду в гармонии с окружающей природой, с учетом ее законов и разнообразных сил. По мере развития «технического прогресса» гармония постепенно утрачивалась.

2. В общем ходе человеческого существования и развития система материального производства отнюдь не случайно приняла вид дизайнерской деятельности — как наиболее гармоничной, в которой внешние и внутренние качества предметов (и среды в целом) не просто соединяются, а взаимно зависят друг от друга.

3. По сути дизайнерский подход можно считать своеобразным «слепком» с тех общих законов, по которым конструирует себя природа.

Методической основой организации деятельности детей на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный).

Проектирование вещей с учетом их функционирования в определенной обстановке включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что обеспечивает развитие приемов мышления. Это далеко не то же самое, что утвердившийся в отечественной методике трудового обучения прием так называемого планирования трудовых действий (составление, обсуждение, изменение плана работы). Подобное планирование обычно составляет часть репродуктивной деятельности, в лучшем случае оно связано лишь с анализом образца изделия и установлением последовательности шагов по его воспроизведению. Разумеется, не будет целеполагания и в таких заданиях, в которых каждый шаг ученика расписан заранее и продиктован ему (не имеет значения, продиктован ли он учителем или инструкционной картой), в подобных работах деятельность рук и разума искусственно разделена, ребенок действует, как робот, а не как носитель интеллекта.

Целеполагание — это умение выдвинуть собственную художественную или конструкторскую идею, мысленную модель будущего изделия и умение строить работу в соответствии с этой моделью. Это не просто анализ готовой конструкции, но сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней. При всей своей сложности описываемая деятельность может быть содержательно представлена так, что будет вполне по силам даже первоклассникам. Информация на страницах учебника и формулировка заданий для учащихся составлены таким образом, чтобы ученик активно осмысливал стоящую перед ним практическую задачу, искал пути ее решения, а не просто делал поделку по инструкции. Система разработанных заданий построена так, чтобы практическая деятельность была необходимым звеном в протекании умственных и эмоциональных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: