Особенности программ и уроков технологии для начальной школы

Особенности уроков в программах Б.М. Неменского и Т.Я. Шпикаловой.

Уроки технологии по программмам В.Д. Симоненко, Т.М. Геронимус, Е.А. Лутцевой, дидактический материал Е.А. Лутцевой и И.И. Колисниченко.

Уроки технологии в системе Л.В. Занкова и программам О.А. Куревиной и Е.А. Лутцевой, Н.М. Конышевой.

Заключение

На уроках технологии большое значение имеет также та обстановка психологической разгрузки, которая характерна для рукоделия. Этим фактором, немаловажным для наших школьников, пренебрегать не следует. Созданию такой обстановки поможет неспешность, несуетность в работе, спокойная и размеренная деятельность детей. Однако не следует смешивать ее с вялостью и скукой, которые имеют в высшей степени отрицательное воздействие на ребенка. На уроке должен быть психологический комфорт: нормальный эмоциональный тонус, продуманная смена видов деятельности. Это и обеспечит органическую связь обучения с творчеством в ручном труде.

Задания студентам

1. Разработать тематику работы школьного кружка на учебный год (на выбор студента).

МОДУЛЬ «АНАЛИЗ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ»

Модуль «Анализ авторских программ» включает составление планов-конспектов по разнообразным авторским программам, демонстрацию фрагментов уроков и их анализ на занятиях. Составленные конспекты составляют основу методической копилки студентов, которой можно воспользоваться на педагогической практике и дальнейшей работе в школе.

Рассмотрим авторские программы по технологии для современной начальной школы, выделим их особенности и приведем краткую структуру урока к ним.

Т.М. Геронимус в своей программе «Технология» смысл учебной деятельности видит в том, чтобы научить детей трудиться, то есть осознавать задачу, разбираться в возможности ее реализации, выполнять все, что нужно, чтобы получить продукт, отвечать за качество своего труда. Однако главной задачей становится установка на обеспечение условий для самостоятельной трудовой деятельности ребенка, в процессе которой он учится моделировать работу взрослого человека: от осознания поставленной задачи до выбора путей ее решения и до ее исполнения в материальном виде, внесения в нее элементов творчества. Уроки, исходя из этого, представляют собой технологию ручной обработки материалов. Структура урока схожа с традиционной: вступительная беседа, анализ образца, планирование, практическая работа, итог урока.

В отличие от традиционного понимания трудового обучения, в ходе ко­торого происходит овладение трудовыми умениями и навыками ис­полнительской, функциональной деятельности и формирование соответствующих качеств человека, программа «Технология для сельских общеобразовательных школ» (под ред. В.Д. Симоненко) во главу угла ставит интеллектуально-творческое развитие ученика, не только ориентирующегося в окружающей жизни, ее проблемах, но и способного преобразовывать мир и себя самого, умеющего находить способы и алгоритмы решения разнообразных жизненных задач, об­ладающего опытом проектной творческой деятельности.

Приведем примерную схему урока технологии:

1. Организационный момент.

2. Изложение нового материала.

3. Практическая работа:

- вводный инструктаж учителя;

- самостоятельная работа учащихся по изготовлению изделий;

- текущий инструктаж учителя по корректировке неправильных действий учащихся;

- заключительный инструктаж с оценкой практической работы детей и показом точно выполненных изделий.

4. Закрепление нового материала в форме вопросов по изученной теме.

5. Инструктаж по домашнему заданию.

6. Уборка рабочих мест.

Е.А. Лутцева и И.И. Колисниченко предлагают использовать дидактический материал «Учусь работать самостоятельно» любых на уроках технологии по любой программе и все уроки делить на 3 типа:

1) уроки-опыты — изучаются свойства материалов, с которыми предстоит работать учащимся;

2) уроки-практикумы, на которых сначала происходит "открытие" детьми новых знаний и технологических умений, а затем их закрепление через изго­товление различных изделий;

3) уроки свободного творчества, на которых реализуются творческие замыслы детей, базирующиеся на уже приобретенных на предыдущих уроках зна­ниях и умениях.

Е.А. Лутцева и И.И. Колисниченко рекомендуют следующую структуру урока:

1. Организационный момент (настрой учащихся на предстоящую работу).

2. Анализ образца (образцов) изделия (определение учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей задания, по возможности самостоятельный поиск рациональных способов его реализации, определение оптимальных).

3. «Открытие» нового знания (определение неизвестного в ряду известных знаний и коллективный (или групповой) поиск его решения).

4. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы (определение четкой последовательности изготовления изделия, включая возможный последующий самоконтроль по карточке).

5. Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов).

6. Самостоятельная работа учащихся (максимально самостоятельное изготовление изделия, которое обеспечивается детальным анализом его конструктивных и технологических особенностей с опорой на известные способы и приемы действий и на дидактическую карточку).

7. Уборка рабочих мест.

8. Оценка деятельности учащихся на уроке (качественная характеристика выполненных работ; оценка качества выполнения известных и новых приемов и операций). Обязательно отмечаются творческий поиск и творческие находки уча­щихся, предложенные ими в ходе анализа задания и поиска решения предложенных проблемных ситуаций.

Программа «Изобразительное искусство» (Б.М. Неменский), включающая художественный труд, представляет собой целостный интегративный курс, который системно соединяет в себе основы всех видов пространственно-визуальных искусств: изобразительные, декоративные, архитектуру и дизайн. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью. Роль искусства в повседневном бытии каждого человека, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы. В урок рекомендуется включать беседу с детьми, носящую всегда проблемный характер, работу с учебником, учебно-дидактические игры, практическую работу, ее оценку; урок строить с использованием нетрадиционных форм и разнообразных средств обучения при разработке драматургии урока. Практическая работа учеников может включать упражнения, наброски, зарисовки и эскизы.

Схему плана-конспекта урока по программе Б.М. Неменского можно кратко представить следующим образом:

1. Беседа.

2. Показ произведений искусства или слайдов. Просмотр иллюстраций в учебнике. Рассматривание мелкой пластики.

3. Практическая работа. Показ учителя. Индивидуальная работа детей по своему замыслу.

6. Эстетическая оценка работы.

7. Выставка.

8. Домашнее задание.

Главная цель программы «Изобразительное искусство» (Т.Я. Шпикалова) [18], включающей художественный труд», — способствовать воспитанию высокохудожественно-образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков ребенка. Структура программы необычна: содержание раскрывается по видам народного искусства. Первый блок посвящен народному декоративно-прикладному искусству, второй — устному народному творчеству. Народное декоративно-прикладное искусство включает следующие разделы учебного курса:

1. Основы художественного изображения.

2. Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды.

3. Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения.

4. Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).

Устное народное творчество включает следующие разделы учебного курса:

1. Учебный материал для восприятия на слух.

2. Учебный материал для самостоятельного чтения.

3. Фольклорные праздники.

В программе «Технология и художественный труд» (О.А. Куревина, Е.А. Лутцева) ведущими методическими принципами являются следующие:

1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений как некоего фундамента для решения творческих задач.

2. Принцип целостной картины мира определяет место искусства в мире ребенка и место ребенка в мире искусства, дает возможность совмещения представлений о мире, картины мира, выражения в искусстве, и внутреннего духовного мира ребенка на основе ценностных ориентиров, выработанных человечеством и конкретизированных в конкретной личности.

3. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение, на участие в эстетическом переживании и рефлексии. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников на уроках, без чего невозможно то потрясение, которое ребенок должен ощутить при соприкосновении с искусством в виде восприятия, или самотворчества.

4. Принцип творчества предлагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений на основе индивидуальной мотивированности и эстетической оценки.

5. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, т.е. искать и находить свой эквивалент истины, эталона, идеального и наиболее оправданного пути, сравнивать и находить оптимальный вариант. Кроме того, этот принцип обеспечивает педагогу право на самостоятельность в выборе дополнительной литературы, дидактического материала, позволяет дополнять содержание курса примерами региональной культуры.

6. Принцип непрерывности должен обеспечить непрерывность эстетического воспитания в школе (во всем предметном содержании), во внешкольной работе, в семье. Только при таком целостном воздей­ствии на ребенка возможно его духовное, личностное становление на основе единых ценностных идеалов.

Исходя из указанных выше принципов, вытекает цель программы - саморазвитие личности ребенка, выявление и разви­тие его творческого потенциала, осознание учеником целеполагания его собственной деятельности. Данная цель достигается путем решения ряда задач.

1. Формирование духовных качеств личности, предполагающих устойчивое функционирование эстетического мышления на основе развития творческой активности.

2. Расширение общекультурного кругозора учащихся. Общее знакомство с искусством, в том числе и театром как синтетическим видом искусства, объединяющим общеэстетическую духовную и практиче­скую деятельность.

Общее развитие детей направлено, по мнению О.А. Куревиной и Е.А. Лутцевой, на формирование умений:

а) ставить цель;

б) искать и находить решения проблем, поставленных перед ребенком учителем или спонтанно возникающих в жизни ребенка;

в) выбирать средства и реализовать свой замысел;

г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;

д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту.

Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются. Второй блок - изобразительный. В нем эстетический контекст находит свое выражение в художественно-изобразительной деятельности. Третий блок - технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

Краткая схема плана-конспекта урока:

1. Проблема урока.

2. Введение в проблему.

3. Работа по учебнику.

4. Задания для самоконтроля.

5. Обобщение.

Программа «Технология» (Е.А. Лутцева) содержит начала технологического образования, которое рас­сматривается наряду с естественно-математическим и гуманитарным как необходимая часть общеобразовательной подготовки выпускни­ков современной школы. Начальное технологическое обра­зование включает в себя широкую технико-технологическую картину мира (знания и умения по основам технологии и агротехники, элемен­тарные сведения о технике, рациональной организации труда, зна­комство с профессиями и др.) и овладение азами преобразова­тельной, творческой деятельности, в частности технологического мышления.

Главные задачи курса:

- сохранение и развитие природной любознательности детей путем создания условий для «открытия» ими мира знаний о природе как источнике преобразующей деятельности человека. Это знания о природных материалах, их свойствах, истории освоения человеком природных богатств, о влиянии разумной и неразумной деятельности человека на Землю — место его обитания, об открытии и использо­вании человеком энергии; о современных технологиях;

- ознакомление учащихся с основами технологии — способах ручной обработки материалов (природных и других, доступных детям) через организацию элементарных исследований: самостоятельный поиск рациональных приемов работы, опыты, наблюдения, изготовление изделий;

- развитие мышления в целом и технологического в частности (умения наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, самостоятельно искать и решать доступные творческие технико-технологические задачи; умения использовать приобретенные знания в собственной и коллективной проектной деятельности).

Структурно и методически познавательная часть каждого урока включает следующие 3 элемента: 1) введение в проблему; 2) обсуждение результатов наблюдений с опорой на вопросы, личный опыт учащихся, направленное на «открытие» детьми новых для них знаний о мире и истории его освоения человеком; 3) обобщение (осмысление нового знания, понятия).

Практическая часть каждого урока имеет целью «открытие» учащимися технико-техно­логических знаний, практическое освоение соответствующих «теории» умений, закрепление нового материала и тренаж. Урок, связанный с изготовлением изделий, имеет свои особенности. Он непременно предполагает обсуждение особенностей конструкции и технологии (последовательности) изготовления изделия. В ходе обсуждения учащиеся вычленяют известные им понятия (конструкция, операция, прием) и останавливают свое внимание на неизвестном. Именно освоение неизвестного является на уроке главной образовательной целью. Дети высказывают предположения о способах решения возникшей проблемы и по возможности проверяют «гипотезы», выполняя небольшие поисковые пробы-упражнения на черновом раздаточном материале. Результаты практического и теоретического поиска обобщаются. Освоенный новый технологический прием (операция) является за­логом качественного изготовления основного изделия.

В программе «Технология» (Н.М. Конышева) выдвигаются следующие концептуальные положения:

1. Особенностью курса является его общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность, которая позволяет через практическую деятельность учащихся формировать у них систему знаний и представлений об окружающей действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, о социально-психологической и социально-исторической информативности мира вещей и т.д.

2. Организация деятельности учащихся в формировании духовно-нравственных установок осуществляется от общего к частному, а при формировании конкретных знаний и способов работы от частного к общему.

3. Система учебных заданий ориентирована на одновременную активизацию в деятельности ребенка ее рационально-логической и духовно-эмоциональной сфер. Это достигается тем, что задания построены на основе проектной художественно-конструкторской деятельности и значительное место среди них отводится решению задач, связанных с самостоятельной разработкой конструкций предметов, с поиском и воплощением художественного образа, отвечающего поставленным условиям.

Если основной задачей урока является формирование приемов практических действий, то ведущим методом будет копирование образца по инструкции и прямой показ приема. Структура такого урока следующая: вступительная беседа, история возникновения техники (или приема), прямой показ учителя, упражнения на первичную отработку приема учащимися, выполнение изделия, оценка работы.

Другая разновидность уроков основана на решении в практической форме логических задач, заданий, направ­ленных на формирование мышления, пространственного воображения учеников (аппликации из геометрических фигур, симметричное вырезание и составление симметричного узора и пр.). Задача ученика на таком уроке заключается в том, чтобы внимательно рассмотреть образец и все детали, проанализировать, определить принцип расположения деталей и выполнить работу без отступлений. Структура урока: вступительная беседа, анализ образцов, планирование работы, выполнение изделия, итоговая беседа.

Уроки свободного творчества предполагают создание учениками художе­ственного образа, в котором дети самовыражаются. Структуру урока можно представить следующим образом: настрой учащихся на предстоящую работу, подбор техник для изготовления изделия, выполнение работы и ее представление-защита.

Цель программы «Технология. Художественный труд» (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова, С.И. Хлебникова) - общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету. Задача предмета — максимально способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка средствами художественного труда, воспитывать индиви­дуально выраженную, креативную личность. Креативной является личность творчески мыслящая, всесторонне развитая, инициативная, самостоятельная, социально активная, т.е. обладающая качествами, необходимыми во всех видах искусства, а также в науке, технике, бизнесе и прочих областях человеческой деятельности.

Урок включает в себя следующие этапы: тео­ретическая часть, практические упражнения, создание образа за­мысла, практическое выполнение.

Как видим, программы и уроки технологии в начальной школе способны дать ребенку мощный толчок к развитию органов чувств, ручных умений, творческого мышления, к самопознанию и самосовершенствованию. Ручной труд учит не только видеть, чувствовать и понимать красоту вокруг себя, но и создавать ее, поэтому уроки технологии не должны считаться в школе второстепенными, к ним необходимо изменить отношение учителей, родителей, администрации школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: