Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения

Блоки и разделы программы

1-Й КЛАСС (66 часов)

I. Разделы программы

А. Виды художественной обработки материалов

Лепка (9 ч) Выполнение на плоской пластилиновой основе узоров или рисунков приемом штамповки. "Рисование" жгутиками из пластилина. Лепка конструктивным способом несложных фигур. Вылепливание небольшого кома из снега и накатывание большого кома, скрепление отдельных комьев в сложную фигуру из нескольких частей.

Аппликация (9 ч) Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе. Симметричное вырезывание. Аппликация из пластилина "Вместо карандашей и красок - пластилин". Плоская аппликация на бумажной основе из листьев, можно с дорисовыванием деталей.

Мозаика (6 ч) Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами. Нанесение на основу (плоскую или объемную) тонкого слоя пластилина и выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (гальки, ракушек, семян растений).

Оригами (6 ч) Складывание приемом гофрирования деталей в форме полоски и прямоугольника. Складывание изделий из бумажного квадрата с использованием предметной карты или схемы.

Плетение (6 ч) Объемное косое плетение в 3 пряди из текстильных материалов. Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона). Простейшее узелковое плетение.

Шитье и вышивание (6 ч) Швы "вперед иголку" и "вперед иголку с перевивом" на ткани в клетку и полоску. Продергивание нитей на льняной ткани, отделка бахромой. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.

Б. Моделирование и конструирование

Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм (4 ч.) Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону (трафарету) и наклеенных так, что детали отчетливо видны. Мозаика из простых форм.

Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм (6 ч) Создание технических моделей из готовых геометрических форм. Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги (6 ч) Многодетальные объёмные изделия из бумаги путем сминания, скручивания. Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам.

Художественное конструирование из природного материала (4 ч) Изготовление многодетальных объемных изделий из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими материалами. Изготовление многодетальных объемных изделий путем соединения различных природных материалов.

Изготовление технических моделей из деталей конструктора (4 ч) Виды подвижных соединений. Приемы сборки. Сборка моделей с подвижным соединением деталей. Виды неподвижных соединений. Приемы сборки. Сборка моделей с неподвижным соединением деталей. Сборка моделей с различными соединениями.

II. Сквозные виды работы

Наблюдения

Сравнение свойств материалов, из которых можно лепить (песок, глина, пластилин): пластичность, цвет, смешение цветов, происхождение, отношение к влаге. Сравнение свойств различных материалов, используемых в качестве основы для работ из пластилина (бумага, картон, металлизированная бумага, пластиковые крышки, баночки). Наблюдения за пластическими свойствами снега: при малом содержании влаги - рассыпчатый, при большой влажности - вязкий, липкий. Наблюдения за свойствами природных материалов. Сравнение свойств разных видов бумаги, используемых для одного и того же вида работы (например, гофрирования). Наблюдения за строением тканей полотняного переплетения. Различие тканей по толщине. Строение ниток. Соответствие ниток толщине ткани. Соответствие иглы толщине нити. Общие свойства гибкости у разных материалов, используемых при плетении.

Беседы

Беседы о том, что означают термины "аппликация", "мозаика", "оригами" в переводе на русский язык. Разнообразие разных видов аппликации, мозаики, лепных и плетеных изделий (по материалам, технике выполнения). Беседы о народных праздниках, обычаях: как встречают Новый год в разных странах, кто такой Дед Мороз, что такое Масленица, Пасха и т.д.

Ученики должны знать: Термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение (аппликация, мозаика, оригами). Свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами. Названия инструментов, приспособлений и правила работы с ними. Разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания. Приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей, обработки края бахромой. Способы соединения материала с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения. Различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.

Учащиеся должны уметь: Лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой). Вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично. Складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования. Плести в три пряди из различных материалов. Вышивать швами "вперед иголку" и "вперед иголку с перевивом" по прямой линии. Пришивать пуговицу с двумя отверстиями. Экономно размечать детали на бумаге. Соединять детали разными способами. Самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца. Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания. Самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу. Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения. Словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки.

II-Й КЛАСС (68 часов)

I. Разделы программы

А. Виды художественной обработки материалов

Лепка (6 ч) Выполнение с помощью стеки узора или рисунка углубленным рельефом на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу. Конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей путем примазывания одной части к другой. Пластический способ лепки: лепка сложной формы из целого куска путем вытягивания. Лепка из теста, стеарина (можно в домашних условиях).

Аппликация (8 ч) Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация их ткани на бумажной основе. Вариант выполнения: на бумагу нанести контур, вырезать его как бы с припуском, наклеить на ткань, после высыхания вырезать точно по контуру. Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе. Коллаж. Комбинирование в одной работе различных материалов (бумага, ткань, природный материал) и способов соединения.

Мозаика (8 ч) Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания. Выполнение мозаики из разных материалов.

Оригами (8 ч) Складывание приемом гофрирования деталей в форме круга, овала, квадрата, объединение деталей в одном изделии. Складывание бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.

Плетение (8 ч) Объемное косое плетение в 3-4 пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы. Плоское прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке). Макраме из текстильных материалов.

Шитье и вышивание (8 ч) Вышивание по криволинейному контуру швом "вперед иголку". Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.

Б. Моделирование и конструирование

Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм (4 ч) Аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь может заходить за другую. Мозаика из разных геометрических форм.

Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм (6 ч) Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм. Более сложные художественные образы из готовых форм (в том числе, из цилиндра и конуса).

Объемное моделирование и конструирование из бумаги (6 ч) Объемное моделирование и конструирование из одной или нескольких полосок путем складывания, сгибания. Летающие модели, выполненные по чертежу.

Изготовление технических моделей из деталей конструктора (6 ч) Моделирование по техническому рисунку. Моделирование по схеме, на которой не видны способы соединений. Конструирование по собственному замыслу.

II. Сквозные виды работ

Наблюдения

Наблюдения за пластическими свойствами теплого стеарина, теста. Сравнение их с пластилином. Продольные и поперечные волокна бумаги. Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность). Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании. Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Сравнение швейных игл по внешнему виду. Сравнение пуговиц по внешнему виду (форма, материал, из которого они сделаны). Знакомство с некоторыми физическими свойствами технических моделей.

Беседы

Об истории возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами, о происхождении иглы, пуговицы, материалов. О народном искусстве, народных праздниках, обычаях. Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроках: о доисторических животных, мифических существах и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: