О программе по технологии в системе Л.В. Занкова

Программа «Технология» по системе Л.В. Занкова направлена на достижение общего развития младших школьников. Ее авторы Н.А. Цирулик и Т.Н. Проснякова.

Специфическая задача предмета — максимально способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка средствами художественного труда, воспитывать индивидуально выраженную, креативную личность.

Креативной является личность, творчески мыслящая, всесторонне развитая, инициативная, самостоятельная, социально активная, т.е. обладающая качествами, необходимыми во всех видах искусства, а также в науке, технике, бизнесе и прочих областях человеческой деятельности.

Но созидательная творческая деятельность представляет собой единство познания и исполнения. Познавательная сторона включает в себя восприятие изображаемого предмета или явления и последующее его осмысление с целью создания собственных образов и замыслов. Исполнительская сторона подразумевает освоение учащимися средств художественного изображения и технологических приемов обработки материалов, а также самостоятельное их применение.

Условием протекания созидательной творческой деятельности и возникновения положительной мотивации является стимулирование всестороннего ознакомления детей с объектом изображения.

Учитель может помогать процессу создания образа замысла разными способами:

- побуждать детей собирать дополнительную информацию об объекте;

- связывать объект с темой, изучаемой в это же время по другому предмету;

- разбирать целевое назначение поделки: в чем ее смысл, польза, кому она предназначена, как, в связи с этим, должна быть оформлена.

Иногда следует делать акцент не на объекте, а на способе действия, т.е. повышать заинтересованность учащихся в изучении новой технологии. Вот некоторые пути решения этой задачи:

- связать изучаемую технику с каким-либо народным промыслом России или традиционным искусством другой страны;

- связать способ действия с другими видами изобразительного искусства, познакомить детей с шедеврами мировой художественной культуры;

- представить ремесло в его историческом развитии от древних времен до современности, вплоть до этого конкретного урока;

- заинтересовать детей изобразительной новизной, неожиданными эффектами и возможностями, которые несет новый прием.

Комбинация предлагаемых приемов помогает сделать уроки разнообразными, положительную мотивацию — устойчивой, а действия — более осмысленными.

Цель предмета - общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету. Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором так или иначе участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: как воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), так и моторные (исполнительные функции).

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Практическая деятельность на уроке ручного труда позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка, а самому ребенку проявить те личностные свойства, которые не видны на уроках по другим предметам.

Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:

1) развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;

2) формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;

3) формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

4) знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

5) знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.

Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движения рук, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися ему. Именно поэтому содержание образования по труду характеризуется многообразием ручных операций, с которыми дети должны иметь дело при изготовлении предметов. Дети овладевают такими операциями, как вырезывание, сминание, скручивание, складывание, сгибание, обрывание, вытягивание, скатывание, плетение, вывязывание и т.д.

Чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, а другая выполняет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по намеченному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для одних требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить), для других такой точности не нужно, например, сплести косичку.

Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой мере, но внимание развивается при любых движениях. Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, изменение формы открытки), и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения, басни, сказки). Каждый из этих видов работы предполагает различную мыслительную деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок "фотографирует" его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие задания: это изделия в технике "оригами", задания из раздела "плоскостное моделирование", техническое моделирование и т.д. При выполнении творческих работ ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Подчеркнем, что художественной деятельности на уроках ручного творчества придаем особое значение, как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы старых журналов, пакеты от пищевых продуктов из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.).

В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата. Важно для развития ручных умений и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани, она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной. С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска: приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов и приемов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.

В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной веши, происхождения различных видов художественной деятельности. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, осуществляемое исподволь, постепенно, будет важным вкладом в развитие речи детей. В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему "голубь" планирует, а стрела пикирует? почему парашют, сделанный в виде купола, плавно опускается? Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии в природу. Можно использовать для показа изделия прикладного искусства, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок. Например, на масленицу делают чучело из соломы и сжигают его в знак прощания с зимой. В последние годы стали изготавливать в начале февраля образы тех животных, под знаком которых, по восточному календарю, он пройдет. Детям интересно узнавать сведения о доисторических животных, которых они лепят на уроке.

Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит исходя также из региональных особенностей своего края. Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы. Организационные формы, применяемые на уроках, тоже различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное. В каждом из четырех классов на уроки ручного труда отводится по два часа в неделю.

Виды практической деятельности:

1. Репродуктивная деятельность. Она может быть достаточно разнообразной: копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, данному в учебнике, устные ответы по теоретическим вопросам относительно цвета, формы, материала, техники выполнения. В учебнике подобные вопросы указаны под значком «Наблюдение».

2. Репродуктивная деятельность с элементами творческой. Даже выполняя заданную поделку, можно направить детей по пути творческого поиска. На это ориентированы задания под знаками «Замена» и «Варианты».

3. Творческая деятельность краткосрочного и длительного характера. Краткосрочными творческими заданиями являются вопросы под знаком «Открытие». Небольшие эксперименты в процессе освоения новой технологии учат детей доверять своим рукам, получать новые знания опытным путем и часто показывают наглядный пример вариативности в работе, достижения одного и того же результата разными путями.

Творчески активным детям можно предлагать такие задания: кому-то предложить поработать дома, кому-то — объединиться с друзьями. Более способным детям можно подсказать новое, оригинальное решение, с более слабыми вместе разработать порядок создания работы, помочь в подборе материала. Творческие работы рекомендуется использовать как итоговые в конце четверти или в конце изучаемой темы.

Критерии анализа и оценки детских работ:

С самых первых уроков дети должны привыкать к обсуждению своих работ с различных точек зрения. Это подскажет им, на что нужно обратить внимание в следующий раз. Детей также следует вовлекать в процесс обсуждения. Однако следует быть очень осторожными с критическими оценками. Акцент лучше делать на реальных достижениях, на положительных сдвигах. А нетактичная критика (пусть даже объективная) может быстро отбить желание совершенствоваться в такой хрупкой области, как творчество.

Проводить анализ можно по следующим параметрам:

1. По содержанию. Как выполнена работа? По образцу, с частичными изменениями или по собственному замыслу. Идея или образ, лежащие в основе поделки. Насколько удалось это воплотить.

2. По материалу. Как подобран материал? Насколько он соответствует замыслу, технологии? Как использовались его свойства, цвет, форма?

3. По выполнению. Насколько аккуратно выполнена работа? Каков уровень самостоятельности? Какие приемы и технологии использовались? Какие инструменты и насколько грамотно применялись?

4. Скорость и индивидуальный темп работы учащегося.

5. По эмоционально-эстетическому отношению к работе. Насколько эмоционально ребенок относится к заданию, к процессу, к продукту? Какие типы заданий предпочитает (предметные, сюжетные, декоративные)? Какие материалы и технологии вызывают больший эмоциональный отклик? Как он сам оценивает свою работу и работы других?

6. По уровню творческой деятельности. Что нового ребенок внес в изображение, в технологический процесс? Насколько он сумел проявить свое личностное видение? Какие он сделал открытия в сфере применения технологии и в области специфических средств выразительности?

Методический подход к созданию изделия как к аспекту творчества требует временных затрат. Весь цикл работы включает в себя следующие этапы: теоретическая часть, практические упражнения, создание образа замысла, практическое выполнение. Эти этапы не всегда укладываются в рамки одного урока. Недоделанные работы приходится оставлять в классе или забирать домой, что не всегда удобно. При этом теряется нужное эмоциональное состояние, расплывается образ, ради которого потрачено столько времени и усилий. В связи с этим, если есть возможность, рекомендуется ряд крупных трудоемких работ проводить на сдвоенных уроках труда.

Таким образом, система Л.В. Занкова предлагает широкий набор средств для самостоятельной работы детей на уроках труда, все же важнейшая роль на уроке принадлежит учителю. От его заинтересованности, увлеченности, от умения искренне радоваться достижениям ребят и их открытиям зависит успех работы. Однако при работе с этим учебником учитель на уроке должен быть не диктатором («Делай как я!»), а равноправным исследователем, умело направляющим процесс познания и творчества.

Также рекомендуется проводить интегрированные уроки, гармонично и целесообразно соединяя темы уроков труда с подходящими темами уроков литературы, окружающего мира, рисования, экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: