Коммуникации путем выделения структуры процесса

Под нейро-лингвистическим программированием понимают процесс

моделиро­вания внутреннего человеческого опыта и межличностной

Одним из главных отличий НЛП от других психологических направ­лений является отсутствие всякого интереса к содержанию процессов коммуникации, а вместо этого - изучение структуры процесса: всех последовательных шагов програм­мы взаимодействия или внутрен­него действия у наиболее эффек­тивно коммуницирующих людей. Описание этой структуры необходимо делать, опираясь только на категории сенсорного опыта, в котором специалисты НЛП выделяют три основные модальности - визу­альную, аудиальную и кинестетическую. Наиболее содержательными показателями невербальных отве­тов в процессе коммуникации в НЛП считаются стереотипы гла­зодвигательных реакций, которые связаны с преобладанием опре­деленной модальности в структуре внутреннего опыта человека. Эти невербальные сигналы раскрывают для нас репрезента­тивную, ведущую и референтную системы собеседника. Под «ведущей системой» авторы НЛП имеют в виду систему, исполь­зуемую для поиска определенной информации. «Репрезентативная система» - это то, что уже введено в сознание и обозначено опре­деленными словами. «Референтная система» - это то, с помощью чего вы решаете, является ли известная вам информация истин­ной или ложной» (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 28). Определить эти системы позволяют также специфические предикаты, используемые в речи человека (например: «я вижу эту проблему так...», «перспективы для меня ясны», «вопрос освещен со всех сторон» и т.д.).

Изучение структуры субъективного опыта необходимо специалистам НЛП для того, чтобы помочь челове­ку изменить свое поведение. Как считают авторы, практически все психологические проблемы возникают у людей из-за субъективной невозможности вырваться из цепей привыч­ных стереотипов поведения. У человека в любой ситуации должно иметься не менее трех возможностей выбора, иначе он становится рабом одной-единственной программы.

Одним из самых мощных средств, используемых для этой цели в НЛП, является установка «якоря». Под этим термином имеют в виду введение дополнительного компонента в любую сенсорную систему человека, установление связи между некоторым определенным состоянием сознания че­ловека и каким-либо действием психолога. Чаще всего для этого используется кинестетическая система. Психофизиологическим механизмом «якорения» служат условные рефлексы. Благодаря подобному перепрограммированию поведения у человека формируется широкий спектр возможностей, из которых он делает наилучший выбор.

Специфическая особенность НЛП заключается в том, что в этом направлении безусловное предпочтение отдается подсознательному выбору вариантов поведения. Если психологи и психотерапевты других школ видят свою задачу в том, чтобы оказать помощь людям в осознании проблем, причин их возникновения и сознательном поиске путей их решения, то специалисты НЛП считают главным присое­диниться к подсознанию клиента, минуя его сознание, коммуницировать именно с подсознанием, причем, как уже было сказано выше, попытаться изменить стратегию подсознания, не вникая в содержание проблем данного конкретного человека. Они осно­вываются на убеждении, что «люди имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам в соответствующем контексте» (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с.143).

Вследствие четкости предлагаемых рекомендаций, их поразительной эффективности, сочетающейся с минимальными вре­менными затратами, методы НЛП могут быть использованы практически в любой психотехнологии. Особенно действенными, как показывает опыт, эти приемы и техники оказываются в групповой работе по развитию самосознания.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на реально сущест­вующую опасность некорректного и неэтичного использования методов НЛП в манипулятивных целях, поскольку очень распро­страненным приемом в этом направлении является введение уча­стников группы в трансовое состояние сознания, в котором путем «якорения» возможно введение почти любых поведенческих про­грамм. Поэтому работа в техниках НЛП оставляет на совести психотерапевта или психолога этичное применение этих техник. Хотя это замечание можно отнести ко многим наиболее эффективным техникам из других психологических направлений.

Упражнения и приемы, характерные для той или иной пси­хологической школы тренинга, являются не более чем инстру­ментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего. Вследствие этого мы считаем, что даже жестко манипулятивные внешне приемы НЛП могут быть использованы не в целях манипуля­ции, а в целях облегчения процессов самораскрытия и самоактуализации участников группы.

* * *

В заключение обзора основных тренинговых методов мы считаем необходимым сказать несколько слов об алгоритмах и сценариях тренинговых занятий: нет волшебных сценариев, нет универсальных инструментов, нет чудодейственных рецептов, пригодных на все случаи жизни. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», и с каждым началом нового тренинга свое взаимодействие начинают совершенно новые люди – и ведущий и участники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: