Занятие 2.
Упражнение-разминка «Копилка ситуаций». Участникам предлагается сформировать «копилку» ситуаций, когда они испытывали стыд или вину.
Обсуждение: В каких случаях мы ощущаем стыд или вину? Бывают ли люди, которым ни за что не бывает стыдно, которые никогда не чувствуют себя виноватыми?
1. Упражнение «Сказка о чувствах». Участники делятся на маленькие группы, и им предлагается написать сказку о том, что было бы, если бы в один прекрасный день все люди потеряли чувства вины и стыда. После написания участники получают право прочитать написанные ими сказки.
Обсуждение: Понравились ли участникам персонажи написанных сказок? Каково отношение к таким людям? Нравиться ли общаться с ними?
Рекомендации ведущему: если сказки имеют печальный финал, во время обсуждения предложить участникам совместными усилиями привлечь в сказку волшебные средства и довести ее сюжет до счастливого конца. Если среди участников группы есть подростки, испытывающие другие отрицательные переживания, для работы также можно использовать упражнения – «Сказки о чувствах» со специально подобранными сюжетами.
2. Упражнение «Подвиг искренности». Участникам предлагается по очереди вытаскивать карточки с незаконченным высказыванием, предполагающим рассказ о переживании какой-либо эмоции. Например, «Как-то я сильно испугался, от того…», «Однажды я очень обиделся, от того…».
Рекомендации ведущему: важно подчеркнуть, что это особенно сложное упражнение, и участники действительно совершают, выполняя его, определенный подвиг.
Обсуждение: Как действует на человека отрицательное переживание? Легко ли избавиться от отрицательных переживаний? Можно ли запретить себе испытывать отрицательные переживания? Можно ли научиться самоуспокоению?
3. Упражнение, направленное на формирование навыков самоуспокоения и блокады отрицательных переживаний.
Рекомендации ведущему: такое упражнение целесообразно проводить, ориентируясь на психологические особенности группы.
Итоговое обсуждение (рефлексия): На сколько комфортно чувствовали себя участники во время выполнения упражнений, что помогало и что мешало им? Какие навыки самоуспокоения сформировались у участников занятия? Как можно применять их в повседневной жизни?
Цели и задачи: Научить подростков управлять собственными эмоциями и чувствами. Сформировать навыки управления своими эмоциями и чувствами. Обучить приемам рефлексии своего эмоционального состояния в ситуациях эмоционального дискомфорта.
Комментарий: управление и контроль над собственными чувствами и эмоциями являются одними из основных навыков адаптации к окружающему миру. Если участники занятий испытывают определенные трудности в выполнении задач этой темы, то работе над ней можно уделить больше времени.
Упражнение-разминка: Любая подвижная игра, например: «Веселые старты».
Рекомендации ведущему: возможно использование любых разминочных упражнений, как приведенных в данной программе, так и любых других, описываемых в литературе.
Психологические игры – тренинг.
1. Упражнение «Анализ сказки» Участки занятий предлагается выбрать сказку, которую все они хорошо знают, и проанализировать, какие эмоциональные состояния испытывают герои сказки и их динамику.
Рекомендации ведущему: целесообразно использовать сказки, в которых легко определить различные эмоциональные состояния героев. Можно также использовать сказку В. Симонова «Емелино настроение», приведенную в книге А.В. Микляевой «Мир эмоций».
Обсуждение: Умели ли герои сказок управлять собственными эмоциями? Помогало ли им это в различных ситуациях?
2. Упражнение «Цвет настроения». На первом этапе участникам предлагается выбрать три карандаша, один из которых ассоциируется с плохим настроением, второй с хорошим, а третий с нейтральным. Затем предлагается описать события, например, сегодняшнего дня и отметить, каким цветом они окрашены. Участники могут изменить цвет события, если их отношения к событию каким-то образом изменилось в течение дня.
Рекомендации ведущему: предварительно обсудить, как можно выразить цветом чувства людей («красная девица», «серая личность», «розовые очки»).
В таблице приведены примеры, предложенные участниками занятий.
События | Цвет | Изменения, если они есть |
Урок биологии | Синий | Стал из синего зеленым. |
Обсуждение: Что послужило причиной изменений цветов настроений? А возможно ли самому контролировать и изменять настроение?
3. Упражнение «Безопасное выражение чувств». Работа проводится в малых группах. Каждая группа получает карточку, на которой описана ситуация.
Например: «Подростки пошли в магазин, чтобы купить продукты для школьного вечера. Укладывая продукты, они уронили одну сумку на пол. Бутылка с лимонадом разбилась, печенье и конфеты разлетелись по всему магазину. Продавщица начала упрекать подростков в нерасторопности и потребовала убрать за собой осколки стекла».
Участникам предлагается представить всевозможные переживания чувств и эмоций, которые могут испытывать участники ситуации.
Рекомендации ведущему: участникам каждой группы предложить сформулировать возможный финал данной ситуации согласно предложенной схеме, и представить всей группе свои варианты.