Тема 1. Место и значение агрессии в жизни человека, ее различные проявления

РАЗДЕЛ 3. АГРЕССИЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.

Схема выражения чувств.

Факт – Чувства Подавить можно лопнуть

Выразить так, чтобы стало всем обидно

так, чтобы никому не было обидно

Обсуждение: Какие чувства испытывали сами участники в ходе выполнения упражнения? Легко ли было управлять своими чувствами? В каких ситуациях это необходимо?

Рекомендации ведущему: после выполнения упражнения организовать обсуждение таким образом, чтобы его итогом стало формулирование алгоритма «Я-высказывания», состоящего из:

- объективного описания ситуации

- описания своих чувств

- аргументированных предложений по регуляции своих эмоций и чувств.

4. Упражнение «Я-послания». Участники получают карточки, на которых написано имя одного из группы. Каждому предлагается подумать о том, какие приятные воспоминания и чувства ассоциируются с образом этого человека и поделиться этим с группой.

Обсуждение: Легко или удалось выполнить это упражнение?

Итоговое обсуждение (рефлексия): Насколько комфортно чувствовали себя участники при выполнении упражнений, что помогало и что мешало им? Легко ли управлять своим настроением? В каких ситуациях это необходимо? Зачем нужно управлять своими эмоциями? Чему научились участники в ходе занятия? Как это можно применять в повседневной жизни?

Цели и задачи: Обобщение опыта подростков о проявлении агрессии в жизни человека. Формирование навыков перевода агрессивных состояний в конструктивные.

Комментарий: агрессивное поведение относится к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось наше общество. Для подростков т.н. «группы риска», приобретение знаний о различных проявлениях агрессии и ее роли в жизни человека, а также способах перевода неконструктивных агрессивных состояний в конструктивные, на наш взгляд, является необходимым.

Упражнение-разминка «Передай эмоцию». Участникам предлагается по кругу передать жестами и мимикой эмоцию, которую задает один из них. Время от времени участники, задающие эмоцию меняются, чтобы все получили возможность передать кругу свои эмоции.

Рекомендации ведущему: важно, чтобы участники научились передавать различные эмоции социально приемлемым, безопасным способом.

Обсуждение: Что чувствовали участники во время выполнения упражнения? Какие эмоции проявлялись сильнее, а какие слабее? Какие эмоции передавать легче и приятнее, а какие нет?

Психологические игры – тренинг.

1. Мозговой штурм: Что мы понимаем под понятиями «агрессия», «агрессивность», «злость»?

Рекомендации ведущему: вовлечь участников в дискуссию о различных проявлениях агрессии в повседневной жизни. Предложить им дать сравнительную характеристику понятий: агрессия и агрессивность, агрессия и злость, злость и агрессивность.

2. Упражнение «Как я зол!». Ведущий задает вопрос: «Кто в общении часто прибегает к приему выражения агрессии через использование бранных слов?» и выбирает одного из откликнувшихся. Этот участник получает задание по сигналу ведущего воспроизвести часто употребляемые им бранные слова (ругательства). Стоя с завязанными глазами лицом к группе он начинает браниться. В это время ведущий выбирает из круга одного из участников, которому эти слова будут «адресованы». Упражнение продолжается до того момента, пока бранящийся не остановится. Затем ему развязываются глаза, и он может увидеть, в чей адрес он высказывался.

Рекомендации ведущему: обязательно получить согласие участника (кивком головы или с помощью жестов), который будет выполнять роль «адресата».

Обсуждение: Сначала своими впечатлениями делится тот, кто невольно стал «объектом нападения». Потом тот участник, который бранился. У него есть возможность извиниться перед «невинной жертвой». После этого своими переживаниями могут высказаться и все остальные участники занятия.

Рекомендации ведущему: во время обсуждения подвести участников к тому, что, словесная агрессия, помимо очевидного вреда для отношений с тем человеком, в адрес которого она направлена, разрушает и отношения с теми, кто просто наблюдает за словесными изысканиями нападающего.

2. Упражнение «Скульптор». Участники разбиваются на пары. Один изображает скульптора, другой – глину. Скульптору предлагается вылепить фигуру, соответствующую его эмоциональному состоянию, переживаемому во время выполнения предыдущего упражнения. Он показывает партнеру, как встать, как держать руки, пальцы, какое выражение должно принять его лицо. После окончания работы «скульптуры» предоставляются на обозрение группе. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение: Что понравилось больше: лепить или быть «глиной»? Хотелось ли участникам, выполнявшим роли «скульптур» изменить свое положение или эмоциональное выражение? Изменилось ли эмоциональное состояние «скульпторов» после выполнения упражнения?

3. Упражнение «Формулировка высказывания». Участникам раздаются карточки с неприятными, агрессивными высказываниями. Им предлагается переформулировать агрессивные высказывания в неагрессивные, с использованием алгоритма формирования «Я-высказывания», описанного в теме «Как научиться контролировать свои чувства и эмоции».

Обсуждение: Насколько легко или трудно было переформулировать высказывания в процессе выполнения упражнения? Менялись ли чувства и эмоции в процессе переформулирования предложенного высказывания?

Итоговое обсуждение (рефлексия): Какие ощущения и впечатления возникли во время занятия? Насколько комфортно чувствовали себя участники в процессе выполнения упражнений, что помогало и что мешало им? Есть ли польза в злости и агрессии, или они приносят один лишь вред? Легко ли управлять своей агрессивностью? В каких ситуациях это необходимо?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: