Цели и задачи: Создание условий для преодоления агрессивного поведения. Обучение способам перевода неконструктивных агрессивных состояний в конструктивные, социально-приемлемые.
Комментарий: Если участники занятий испытывают определенные трудности в достижении задач этой темы, целесообразно уделить ей большее количество времени.
Упражнение-разминка «Кошки - собаки». Участники делятся на две подгруппы — «кошек» и «собак», вытягивая карточки с соответствующими надписями. Подгруппы встают вдоль параллельно начерченных на полу линий (или линий, в узоре пола). «Кошки» шипят на «собак», «собаки» рычат на «кошек», при этом они не имеют права переступать черту. Если кто-то устал, он может прекратить выполнение упражнения, выйдя за пределы игрового пространства.
Рекомендации ведущему: для того чтобы упражнение «заработало», желательно самому многократно «побывать» и «собакой», и «кошкой», по очереди шипя и рыча.
Обсуждение: Какие чувства возникали в процессе выполнения упражнения? Кто из участников так устал шипеть и рычать, что сейчас их намного труднее чем-то разозлить, чем до начала упражнения?
Психологические игры – тренинг.
1. Упражнение «Лист гнева». Каждому участнику предлагается на отдельном листе нарисовать собственный «лист гнева», который отражает особенности его злости. После демонстрации рисунка группе каждый участник имеет право сделать с ним все, что хочет (порвать, смять, сжечь и т.п.)
Рекомендации ведущему: ведущему можно запастись различными вариантами «Листов гнева» и продемонстрировать их участникам для примера, или выполнить это упражнение вместе с участниками.
Обсуждение: Какие переживания испытывали участники во время выполнения упражнения?
2. Упражнение «Одень страшилу». Участники получают черно-белые рисунки различных отрицательных персонажей (привидений, скелетов и т.п.) и им предлагается преобразить, принарядить их, используя пластилин, бумагу, фломастеры и т.п.. Затем каждый желающий может рассказать о своих персонажах группе.
Рекомендации ведущему: рисунки для выполнения игры можно нарисовать самому или использовать готовые изображения. Во время выполнения работы целесообразно переходить от участника к участнику, наблюдать за тем, как они выполняют упражнение, задавать открытые вопросы, побуждая их к рассказу о происходящем.
Обсуждение: Какие эмоции и чувства возникали у участников во время выполнения упражнения? Изменилось ли отношение к персонажам?
3. Упражнение «Мячик». Участникам предлагается разбиться на пары. Один из них садится на ковер, сгибает голову, «превращается в комочек», а другой гладит, «лепит» из него мячик. Затем они меняются ролями.
Обсуждение: Как изменялось эмоциональное состояние в процессе выполнения упражнения?
4. Упражнение «Рыбки-актинии». Группа делится на две приблизительно равные части. Одна половина – «актинии», другая половина – «рыбки». «Рыбки» могут плавать между «актиниями», а «актинии» не могут сходить со своего места. «Актинии» должны хватать и удерживать «рыбок» сколь угодно долго, захватывать несколько «рыбок». «Рыбка» может вырываться или оставаться рядом с «актинией». Упражнение выполняется 10-15 мин. После чего участники меняются ролями.
Обсуждение: Кем легче быть – «рыбкой» или «актинией», хотелось ли хватать и удерживать, хотелось ли быть схваченным? Кто из участников остался не пойманным, кто сам никого не поймал? Какие эмоции и чувства возникали у участников во время выполнения упражнения?
5. Групповой штурм «Способы спускания пара». Работа проводится в малых группах:участники получают задание описать возможные способы справиться со своей злостью так, чтобы, с одной стороны, не испортить отношения с окружающими, а с другой стороны, не «лопнуть», как кипящий чайник. Каждая подгруппа представляет свои способы и проводится их совместное обсуждение.
Рекомендации ведущему: на доске составить общий список возможных способов «спустить пар» (разрядки агрессии) для всеобщего обозрения.
Например (из высказываний участников занятий):
- Потанцевать, заняться спортом. - Сделать уборку. | - «Побить» подушку. - Поиграть в компьютер и т. д. |
Обсуждение: Легко ли найти способы для безопасного выражения злости и агрессии?
Итоговое обсуждение (рефлексия): Что чувствовали участники в процессе этого занятия? Какие новые знания получили участники? Как можно применять их в повседневной жизни?