Тема 1. Что такое общение

РАЗДЕЛ 8. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ.

Цели и задачи: Обобщение знаний подростков о процессе общения. Формирование навыков понимающего общения.

Комментарий: навыки общения являются одними из самых важных социально-коммуникативных навыков. Вступая в общение друг с другом, люди пере­дают информацию не только с помощью языка (вербальное общение), но и посредством мимики и жестов (невербальное общение). Общение непременно связано с взаимным воспри­ятием партнеров, установ­лением и развитием контактов между людьми. Важно сформулировать такое понятие, как «понимающее общение», т.е. общение, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности в форме безоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния.

Упражнение-разминка «Комплименты». Участникам предлагается образовать два круга. Стоящие во внешнем круге, перемещаясь по часовой стрелке, говорят комплименты стоящим во внутреннем круге. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда делали и получали комплименты?

Психологические игры – тренинг.

1. Мозговой штурм: «Что такое общение?» Участникам предлагается обсудить и выработать различные определения понятия «общение». Результаты работы групп выносятся на общее обсуждение.

Обсуждение: Возникли ли в процессе работы определения ранее не известные участникам?

2. Упражнение «Интервью». У участника, выразившего согласие, все желающие по очереди берут интервью. Им предоставляется право задать не более 5-7 вопросов. Отвечать можно с любой степенью откровенности: с полной откровенностью, с частичной, а можно вообще в «маске» - будто не о себе, а о другом человеке. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение: Какие впечатления и чувства возникали в процессе выполнения упражнения? Что было легче – брать или давать интервью и почему?

3. Упражнение «Пространство в общении». Участники делятся на пары, которым предлагается провести диалог на любую интересную им тему. Продолжительность диалога 5-7 минут. Условие: в процессе проведения диалога участники изменяют свое взаиморасположение: пара садится на пол спина к спине; один партнер сидит, другой стоит около него (один стоит на полу, другой - на стуле); пара садится вплотную друг к другу; пара расходится в противоположные углы комнаты.

Обсуждение: Какие впечатления и чувства возникали в процессе выполнения упражнения? Как смена поз, расстояние, обращенность друг к другу взглядами повлияла на состояние и содер­жание диалога?

4. Упражнение «Стили общения». Участники остаются в тех же парах, что и при выполнении предыдущего упражнения. Им предлагается выбрать для себя различные роли (учитель – ученик, родитель – ребенок, одноклассники и др.) и провести диалог на любую интересную им тему. Продолжительность диалога 10 минут.

Обсуждение: Какие впечатления и чувства возникали в процессе выполнения упражнения? Оказывала ли роль, исполняемая участниками, влияние на проведение диалога? В каких ситуациях какой вид общения является наиболее оптимальным?

Рекомендации ведущему: в процессе обсуждения подвести группу к ответу на вопрос: как можно характеризовать понимающее общение? Предложить участникам выработать для себя наиболее приемлемые стили общения в различных ситуациях и аргументировать свой выбор.

Итоговое обсуждение (рефлексия): Какова роль общения в жизни человека? Какое бывает и чем отличается общение в зависимости от ситуации? Какие ощущения и впечатления возникли во время занятия? Насколько комфортно чувствовали себя участники при выполнении упражнений, что помогало и что мешало им?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: