Тема 1. Формирование жизненных целей и путей их достижения

РАЗДЕЛ 9. ИТОГОВЫЙ РАЗДЕЛ.

Цели и задачи: Осознание жизненных целей и путей их достижения. Формирование конструктивных навыков достижения жизненных целей.

Комментарий: перед началом работы внимание участников акцентируется на том, что ранее мы познакомились с различными потребностями и способами их удовлетворения. Таких способов у человека много и сложно удовлетворять их все сразу. Поэтому работа данного раздела фокусируется на определении жизненных целей и путей их достижения.

Упражнение-разминка «Имя – качество». Участникам предлагается назвать свое имя и качество, которое они ассоциируют с собой.

Рекомендации ведущему: напомнить участникам, что это упражнение уже выполнялось ими на начальных этапах работы.

Обсуждение: изменились ли качества участников, в процессе проведения занятий? Были ли открыты или сформированы во время занятий какие-либо новые качества в себе?

Психологические игры – тренинг.

1. Упражнение «Когда я вырасту, я стану…» Участникам предлагается продолжить фразу, вынесенную в название упражнения и поделиться своими планами на «взрослую» жизнь.

Обсуждение: У кого из участников планы на «взрослую жизнь» похожи? У кого они наиболее отличные от других?

2. Упражнение «Наши жизненные цели». Участники объединяются, по похожести жизненных планов. Им предлагается составить перечни жизненных целей, а затем вынести их на общее групповое обсуждение. Те участники, чьи планы отличаются от других, делают эту работу самостоятельно.

Рекомендации ведущему: после общего группового обсуждения список жизненных целей фиксируется на доске. Например (из высказываний участников):

Семья. Хорошие друзья. Спокойная жизнь. «Куча событий». Здоровье. Любимая работа. Успех (слава, карьера, власть...). Интересные увлечения. Дорогие удовольствия. Простые радости. Независимость. Самостоятельность.

Обсуждение: Какие из этих целей являются наиболее предпочтительными для вас? Что мы можем сделать уже сегодня, чтобы начать движение к намеченным целям?

3. Упражнение «Если… то…». Участники работают в парах. Один пишет утверждение, начинающееся со слов «если», а другой - согласующееся с ним утверждение после слова «то». Затем ученики меняются ролями.

Рекомендации ведущему: В качестве примера предложить участникам несколько утверждений, значимых для них, например: «Если я окончу школу с хорошими оценками, то…», «Если я ударю младшего брата, то...», «Если я начну принимать наркотики, то….». В процессе обсуждение подвести участников к мысли о разнообразии вариантов и последствий принятых решений.

Обсуждение: Какие впечатления и чувства возникали в процессе выполнения упражнения? Чем руководствовались участники, когда «дописывали» утверждения? Возникло ли желание изменить утверждение, и если возникло, то какой вариант выбрали участники?

Рекомендации ведущему: вовлечь участников в дискуссию на тему: Как мы принимаем решения? Подвести участников к тому, что в процессе принятия решений бывает полезно об­судить свои мысли с другими людьми. Какие возможности это дает?

Например:

- получить поддержку от «значимых других»;

- получить дополнительную информацию или другой взгляд на проблему;

- проанализировать прошлый опыт принятия решений, рассмотрев возмож­ности неудачи.

4. Упражнение «Принятие решений». Ведущий предлагает участникам озвучить несколько существующих у них проблем и разрешить их по следующей схеме:

Шаги Вопросы-действия
1. Остановись. Подумай. Определи проблему. Чего это касается? В чем заключается проблема? Попытайся встать на позитивную точку зрения и определить позитивные стороны проблемы.
2. Подумай. Определи основную цель. Чего я хочу? (Мозговой штурм, касающийся желаемых и возможных решений).
3. Подумай о последствиях. Что я буду иметь? (Определение доводов «за» и «против»).
4. Решай, что делать. Как поступить? (Принятие решения).
5. Оцени исход. Что может произойти? Рассмо­три обе стороны последствий - по­зитивную и негативную). Каково твое решение? Взвесь все последствия, сделай наилучший для себя выбор.

Обсуждение: Какие чувства и мысли возникали в ходе выполнения упражнения?Удовлетворены ли вы принятым решением?

Итоговое обсуждение (рефлексия): Какие моменты в проведении упражнений давались легко, а какие особенно трудно? Какие навыки использовали участники? Какие ощущения и впечатления возникли в ходе занятия? Что нового открыли для себя участники во время занятия? Как можно применять полученные знания и навыки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: