Первое занятие

Цель занятия: Подробное ознакомление участников с основными принципами социально-психологического тренинга, вместе продумать и принять правила работы именно этой тренинговой группы, начать освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия, приступить к освоению активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

Рекомендации ведущему: Наиболее оптимальна позиция тренера – позиция друга, понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного, и, главное, способного помочь каждому участнику стать самим собой и другим. Вы должны помогать группке в целом и каждому участнику в работе над собой. Желательно предварительно поучаствовать в такого рода группе в качестве ее члена.

Примерное содержание занятия.

1. «ЗДРАВСТВУЙ, Я РАД ПОЗНАКОМИТЬСЯ!».

«По традиции тренинговых групп для быстрейшего знакомства каждый из вас сейчас оформит себе визитку, где нужно указать свое тренинговое имя. При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, которое вы косите с детства; игровое имя, например героя любимого мультфильма или литературного героя; имя своего близкого друга или хорошего знакомого; имя реального политического деятеля и т.п. Вам предоставляется полная свобода выбора. Решайте!

Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Затем вам нужно закрепить свою визитку булавкой (или значком) на груди так, чтобы все члены группы могли прочитать ваше тренинговое имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий вы должны обраща­ются друг к другу по этим именам.

У вас 3 мин. для того, чтобы вы сделали свои визитки и подготовились к знакомству. Затем вам дается 10 минут, чтобы подойти к возможно большему количеству участников, поприветствовать друг друга, начиная диалог словами: «Здравствуй, я рад с тобой познакомиться...» (далее вам следует назвать имя человека, которого вы приветствуете, по его визитной карточке). Во время взаимных приветствий вам нужно подчеркнуть свою индивидуальность, сказать о себе так, чтобы ваш партнер сразу запомнил вас. Например, «Здравствуй, я рад с тобой познакомиться. Меня зовут Саша. Больше всего я люблю компьютерные игры и сам начал составлять программы для них».

Рекомендации ведущему. Вам следует позаботиться о карточках для оформления визиток. Можно нарезать их из плотной бумаги или взять обычные библиографические карточки. Также лучше иметь под рукой булавки, ручки, карандаши. В случае, если несколько участников выберут себе одинаковые имена, вы должны посоветовать им найти вариант этого имени, например, Оля, Оленька, Ольга, Олюшка и т.п., или взять другое тренинговое имя. Это нужно для целого ряда упражнений и этюдов. И главное - каждый член группы должен с первых минут занятий почувствовать спою индивидуальность даже в такой детали как имя.

Подчеркните, что участники должны внимательно слушать друг друга, чтобы запомнить индивидуальные качества каждого. После окончания 10 минут пригласите всех участников в большой круг и попросите вспомнить всех своих «новых» знакомых, то есть тех участников, с которыми ему удалось познакомиться. При этом нужно вспомнить индивидуальность каждого из них.

Один из вариантов «припоминания» индивидуальности вы предлагаете каждому участнику по очереди назвать индивидуальность сидящего, например, слева от него и так далее, пока все не сделают попытки вспомнить то, о чем говорил при знакомстве член группы, сидящий слева. Если участник не сможет вспомнить индивидуальность сидящего слева от него, то разрешите помочь ему любому желающему, который смог запомнить индивидуальность этого человека.

Психологический комментарий. Это самое первое упражнение тренинга и оно должно настроить участников на серьезное отношение к делу. Даже простейшее приветствие и знакомство могут дать многое для понимания человека. Нужно учиться запоминать полученную о человеке информацию, проявляя внимание не только к его внешности, по и улавливая смысл его слов. Уже с этого упражнения члены группы должны понять, что основной принцип, помогающий понять себя и других, это внимание к человеку.

2. «ПРАВИЛА НАШЕЙ ГРУППЫ».

«После того, как мы познакомились, приступим к изучению основных правил социально-психологического тренинга и особенностей этой формы общении. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже, лежат в основе работы практически всех групп. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем вы выслушиваете все предложения и замечания и проводите их обсуждение. После голосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для работы группы.

Если кого-то из членов группы эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать эти правила и следовать им во время работы группы, или не начинать занятия совсем. Свой выбор участник делает самостоятельно, без советов и давления со стороны других членов группы. Вам также не следует настаивать.

Психологический комментарий. Обсуждение и принятие правил очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками тренинга принимаемых ими правил будет строиться работа группы, особенно на первых занятиях. Поэтому на процедуру объяснения, обсуждения и принятия правил группы нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.

3. «КАКОВ Я НА САМОМ ДЕЛЕ?».

«Мы начинаем большую и серьезную работу над собой. Но сначала нужно понять, каков я на самом деле. Для этого предлагается тест, который поможет вам ответить на этот вопрос. И в дальнейшем мы будем постоянно возвращаться к результатам этого теста. Так что будьте, пожалуйста, внимательны и откровенны перед самим собой, если вы хотите действительно изменить себя, стать более сильным и ответственным, научиться понимать свои чувства и контролировать свое поведение. Возьмите чистый лист и ручку.

Вам предлагается ответить на вопросы, сгруппированные по пять. Каждая группа обозначается буквой. Вам нужно ответить на каждый вопрос: «да» или «нет». Не стоит долго раздумывать над каждым вопросом, отвечайте первое, что приходит в голову. Обычно, это самый верный ответ, то есть тот, который ближе всего к действительному положению дел. Если вы начнете раздумывать и выбирать наиболее «правильный» ответ, вы исказите истину. А это не в ваших интересах.

Тест:

А1. Есть ли у тебя чувство юмора?

А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями?

АЗ. Легко ли тебе просидеть больше часа, не разговаривая?

А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи?

А5. Много ли у тебя друзей?

Б1. Умеешь ли ты занять гостей?

Б2. Точность, пунктуальность тебе свойственны?

БЗ. Делаешь ли ты денежные сбережения?

Б4. Любишь ли ты строгий стиль в одежде?

Б5. Считаешь ли ты, что правила внутреннего распорядка необ­ходимыми?

В1. Проявляешь ты ли публично свою антипатию к кому-либо?

В2.Заносчив ли ты?

В3.Силен ли в тебе дух противоречия?

В4.Стараешься ли ты стать центром внимания в компании?

В5.Подражают ли тебе?

Г1. Употребляешь ли ты грубые слова, разговаривая с людьми, которых это шокирует?

Г2. Любишь ли ты похвастать накануне экзамена, что отлично все знаешь?

ГЗ. Имеешь ли ты обыкновение делать замечания, читать нотации и т.п.?

Г4. Бывает ли у тебя желание, во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью?

Г5. Доставляет ли тебе удовольствие высмеивать мнение других?

Д1. Предпочитаешь ли ты профессии жокея, актера, телевизион­ного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?

Д2. Чувствуешь ли себя в обществе малознакомых людей непринужденно?

ДЗ. Предпочитаешь ли ты заняться вечером спортом вместо того, чтобы посидеть спокойно дома и почитать книгу?

Д4. Способен ли ты хранить секреты?

Д5. Любишь ли ты праздничную атмосферу?

Е1. Строго ли ты соблюдаешь в письмах правила пунктуации?

Е2. Готовишься ли ты заранее к воскресным развлечениям?

ЕЗ. Можешь ли ты точно отчитаться в своих покупках и расходах?

Е4. Любишь ли ты наводить порядок?

Е5. Свойственна ли тебе мнительность?

Обработка результатов теста: Подсчитайте количество ответов «да» в каждой части теста, обо­значенной буквой. В тех частях, где большинство ответов «да» ставьте индекс: А, Б, В, Г, Д или Е. Там же, где большинство ответов «нет», ставьте «О». У вас должен получиться один из вариантов ответа, например, АВГ или ОДО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: