double arrow

Третье занятие

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

См. раздел «Первое занятие», упр. 9.

В дополнение к ранее указанным процедурам каждый участник отвечает на вопрос: «Что дальше?», обращаясь ко всей группе.

Рекомендации ведущему. Задавая вопрос «Что дальше?», предлагайте всем участникам ответить на него. Каким каждый член группы видит свое дальнейшее участие в тренинге? Над чем он еще собирается поработать? Как помогать ведущему и другим членам группы? Желательно, чтобы на эти вопросы ответили все участники, но если кто-то не готов, не следует настаивать.

Психологический комментарий. Это вопрос, ответ на который помогает ведущему плавно перейти от руководства процессами само­развития участников к самоуправлению группы. Участники должны постепенно понять, что вес, что они делают нужно только им и зависит от них, их внутреннего настроя и желания работать, используя воз­можности тренинга.

Цель занятия: На этом занятии продолжается развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров, метающих полноценному самовыражению участников, происходит дальнейшее углубление процессов самораскрытия, закрепляются навыки группо­вой работы.

Рекомендации ведущему: Целесообразно придерживаться уже сложившейся схемы проведения занятий: а) анализ анкет «Мнение»; 6) напоминание о правилах и необходимости их соблюдения; в) психологическая разминка, этюды, включающие участников в активную работу над собой; г) анализ домашнего задания; д) основное упражнение занятия; ж) заключительные процедуры: ответ на вопрос «Что дальше?» и анкетирование.

На этом занятии основное внимание обращается на продолжение самоанализа участниками своих личностных сторон. Каждому из них нужно дать возможность глубже и полнее разобраться в себе, в своих особенностях с помощью специально подобранных упражнений и этюдов. В процессе этой работы участнику необходима теплая дружеская поддержка всех членов группы.

Примерное содержание занятия.

1. «ПРИВЕТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!».

«Вы уже, наверное, привыкли, что каждую встречу мы начинаем с традиционного приветствия. Хорошие традиции помогают людям чувствовать себя более удобно и спокойно. Думаю, что и вы, встречаясь третий раз, радостно улыбнетесь друг другу и скажете: «Привет, индивидуальность!». Но сегодня к тому, что мы говорили при встречах, добавим еще одно - свои ассоциации с яркими личностями, например, с политическими деятелями, киноактерами, историческими лицами или литературными героями. Значит, кроме обычных слов приветствия вы должны сказать каждому члену группы, например, «Привет, Сергей, ты мне напоминаешь Хлестакова», «Здравствуй, Света, ты мне напоминаешь Красную Шапочку».

Любой из вас вправе спросить, почему именно с, этим лицом или героем вас ассоциирует ваш партнер. Советую записать все, что вам скажут во время приветствий. Это интересный материал для осмысления. А действительно, почему, например, вас связали с образом Хлестакова или Красной Шапочки.

Посмотрите внимательно еще раз на всех участников. У вас есть 3 минуты, чтобы настроиться и подобрать ассоциации. А теперь приветствуйте друг друга».

Рекомендации ведущему. Раздайте участникам их визитные карточки. Дайте им возможность поприветствовать друг друга. Для этого отведите достаточное количество времени. Тем, кто не фиксирует ассоциации, напомните об этом. Если будут спрашивать у вас, не уходите от ответа.

Психологический комментарий. Этот способ выделения самой яркой индивидуальной черты психологически очень эффективен, так как, с одной стороны, стимулирует участников на активное восприятие других людей ему нужно найти ассоциацию, а, с другой стороны, он сам получает интересную, запоминающуюся информацию, иногда очень неожиданную для себя.

2. «МОЙ ГЕРБ».

«Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем писать девиз, а нарисуем герб. Каждый из вас должен изобразить спой герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к себе и миру в целом. На рисунок герба дается 7 минут. Не смущайтесь, если вы не умеете рисовать, начинайте и у вас обязательно получится.

После завершения рисунков мы организуем их выставку. Каждый из ваших рисунков получит свой номер. Рисунки раскладываются так, чтобы их было видно, и все будут ходить, смотреть на них, пытаясь угадать, чей это герб. Свои догадки нужно фиксировать на бумаге, записывая номер герба и имя участника, которому, по вашему мнению, принадлежит герб. Затем мы соберемся в большой круг и обменяемся мнениями. Даже подведем итог, определив самого проницательного участника, т.е. того, кто правильно назвал больше всех авторов герба».

Рекомендации ведущему. Вам нужно приготовить бумагу, карандаши, фломастеры и место для рисования. Включите музыку. Обратите внимание на тех, кто боится начать рисунок, подскажите им, пусть изобразят просто схему, конур условными знаками. Главное - идея и раскрепощенность самовыражения. Во время выставки и обсуждения се результатов участники вправе задавать друг другу вопросы и комментировать свои рисунки.

В дальнейшем на занятиях напоминайте участникам о том, что у них есть свой герб. Они могут в конце каждого занятия работать над его совершенствованием, делая его более четким, ясным и действитель­но отражающим жизненные установки каждого из них. Вполне воз­можно после обсуждения индивидуальных гербов участники оформят герб группы, зафиксирован на нем принципы взаимоотношений и взаимодействия.

Психологический комментарий. Изображение герба заставляет сконцентрироваться на главном, что я ценю в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Поиск ответов на эти принципиальные вопросы помогает участникам более четко осознать цели своей жизни. Невербальный способ подачи материала также способствует его дополнительному переосмыслению.

3. «СВОБОДНЫЙ МИКРОФОН».

«Вы уже достаточно хорошо знаете членов группы и готовы отвечать на любые вопросы друг друга. Каждый из вас приготовил по одному вопросу для других членов группы. Сейчас вы по очереди будете задавать свои вопросы тому, кто первый захочет воспользовать­ся такой возможностью «быть в центре внимания». Основное правило отвечать как можно полнее и откровеннее. Тем самым вы попытаетесь еще лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших привычек и интересов, привязанностей и взглядов на те или иные сложные жизненные проблемы. Одним словом, вы - очень интересный человек, И у окружающих к вам много вопросов.

Участник, который будет первым отвечать на вопросы, сядет так, чтобы видеть в лицо всех членов группы. Остальные начнут по очереди задавать вопросы, используя принцип «свободного микрофона», т.е. как только человек закончит отвечать на очередной вопрос, следующий член группы может задавать свой, заранее приготовленный вопрос. И так далее, до тех пор все желающие не воспользуются своим правом подойти к свободному микрофону. Кто первым готов отвечать?»

Рекомендации ведущему. Вы должны следить за тем, чтобы время на вопросы одному участнику не превышало 5 минут. При этом участник вправе не отвечать на вопрос, который, на его взгляд, не относится непосредственно к нему, или он не совсем готов на этом занятии к откровенному ответу на данный вопрос.

Если время на вопросы ограничено, то один из вариантов этого упражнения может быть таким: сам участник называет тех членов группы, чьи вопросы он хотел бы услышать. Эти участники по очереди задают свой вопрос.

Психологический комментарий. Это упражнение своеобразный тест - диагноз готовности членов группы глубоко и серьезно работать на занятиях. С одной стороны, это сразу видно по характеру задаваемых вопросов: чем серьезнее настрой группы, тем глубже вопросы. С другой стороны, готовность работать видна по характеру ответов: уходы в сторону, общие рассуждения, смешки, частные отказы говорят о том, что упражнение воспринимается несерьезно. В этом случае его лучше остановить, перенести па следующее занятие.

4. «ПРИЯТНЫЙ РАЗГОВОР».

«Человеку обычно нравится, когда окружающие говорят о нем: Приятный собеседник». Это действительно полезное умение легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться со своим собеседником.

Умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждым раз с новым человеком. Вам нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также приятно расстаться с ним».

Рекомендации ведущему. Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга). По сигналу тренера все участники внешнего круга делают одновремен­но 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам задаете вы.

Примеры ситуации «встреча»:

1). «Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его первый раз, но вам очень нужно узнать адрес в городе, где вы находитесь впервые».

Время на весь разговор, т.е. установление контакта, взаимные приветствия и проведение самой беседы 2 - 3 мин. Затем вы даете сигнал, участники должны в течение 10 секунд. Закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются на нижеследующие ситуации.

2). «Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним».

3). «Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокоите его».

4). «Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который так же понял, что ошибся. Вы начинаете словами...»

Рекомендации ведущему. Вам следует обращать внимание участников не только на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, но и на то, как они заканчивают разговор. После очередного перехода, смены партнеров, задавая ситуацию, вы определяете конкретные роли для каждого круга, например, участники внутреннего круга играют роль незнакомца, а внешнего человека, которому нужно узнать адрес в незнакомом городе. Целесообразно отводить достаточно времени на обсуждение партнерами результатов проведенной встречи. Для этого после упражнения участники обсуждают то, с кем им удалось установить хороший личностный контакт, кто помогал, поддерживал разго­вор, а кого так и не удалось разговорить. В ходе этого обсуждения обязательно обращайте внимание на ощущения членов группы, что они чувствовали, каждый раз оказываясь перед новым человеком и в новой ситуации.

5. «ПОД МИКРОСКОПОМ».

«У многих из нас есть мелкие слабости, привычки, от которых мы хотели бы избавиться как можно скорее. Они не столь заметны, сразу не бросаются в глаза, но, тем не менее, часто мешают в жизни. У каждого, наверняка, в активном словарном запасе найдутся слова, которые он больше никогда не хотел бы произносить, а тем более, вслух. Давайте попробуем выявить эти неприятные мелочи собственного характера, как бы взглянем на себя через окуляр микроскопа. Что мы там сможем увидеть?»

Рекомендации ведущему. Работу можно организовать в два этапа. На первом этапе участники индивидуально составляют перечень «не­приятных мелочей» своего характера. На это отводится 5-7 мин.

На втором этапе проводится обсуждение, во время которого каждый говорит о своих «мелочах».

6. «КАКОЙ Я ЧЕЛОВЕК?».

«Возьмите ваш лист бумага, на котором уже есть ответы за прошедшие занятия. Сегодня вам предстоит ответить на два очередных вопроса. Может быть, вы что-то хотите добавить или изменить в написанном. Это ваше право. У вас есть 5 мин. Отвечайте наследующие вопросы:

1. Мои увлечения: Чем я увлекался? Почему бросил? Чем увлекаюсь сейчас? Что мне это дает?

2. Мои страхи: Чего я боюсь? Какие опасности, трудности могут передо мной возникнуть? В каких областях? Какие меры я хочу предпринять для их предотвращения?

Как всегда будьте откровенны перед собой.

Рекомендации ведущему. Это упражнение проводится на каждом занятии. Записи участников целесообразнее собрать для того, чтобы они могли вносить добавления в список ответов на вопросы, которые вы будете предлагать на следующих занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: